Предложения из двух частей
На встречу к Дмитрию Медведеву съехалось почти все правление РСПП. Источник в организации сказал РБК, что в Белый дом не звали лишь тех, у кого нет системообразующих предприятий, таковых в руководящих органах профсоюза олигархов единицы.
Большой бизнес представил премьеру список предложений по изменению структуры экономики России. Часть из них в середине февраля РСПП уже направлял первому-вице-премьеру Игорю Шувалову.
Предложения бизнеса состоят из двух частей. Первая включает в себя перечень первоочередных мер, направленных на стабилизацию положения российских компаний в кризис, вторая – список 73 нормативных актов, которые правительству предлагается приостановить или отменить «для ограничения негативного влияния на компании в период кризиса».
Многие конкретные меры из антикризисного плана РСПП, с которым ознакомился РБК, по отдельности уже предлагались бизнесом Белому дому последние несколько лет. Например, расширение применения ускоренной амортизации или получение права крупнейшими налогоплательщиками возмещения НДС в заявительном порядке, без банковской гарантии (см. таблицу).
Но в одном документе предложения выглядят как цельный план либерализации экономики. Источник в РСПП говорит, что были собраны все заслуживающие внимания инициативы. По его словам, в организации отдают себе отчет в том, что не все из предложенного будет одобрено.
Ставку снизить, налоги не повышать
Либерализацию экономики предложено начинать с установления согласованной политики ЦБ и правительства. Белому дому и ведомству Эльвиры Набиуллиной РСПП рекомендует, наконец, объединиться и подготовить совместный «план по антикризисной политике». В нем предлагается скоординировать денежно-кредитную, финансовую и социально-экономическую политику.
Правительству предложено ввести мораторий на 2015 год на решения по увеличению фискальной и административной нагрузки, которые вступили в силу с 1 января 2015 года. В проекте обсуждаемых в Белом доме основных направлений деятельности правительства (ОНПД) пока упоминается лишь общее намерение правительства не менять налоговую нагрузку до 2018 года и ничего не говорится о сроках, когда должен быть зафиксирован ее уровень.
«Нас больше всего волнуют законопроекты, которые вводятся с 1 января 2015 года и которые были приняты в весеннюю сессию 2014 года. Ими введены серьезные обременения по бизнесу, – сказал РБК глава РСПП Александр Шохин. – Речь идет не только о прямых налоговых обременениях и связанных с ними страховых платежах».
По его словам, в частности, бизнес волнует изменение подхода к кадастровой стоимости по налогу на недвижимость, при том что «кадастровая оценка у нас бывает и выше рыночной». Кроме того, в течение нескольких лет предлагаются повышающие коэффициенты по этому налогу, отмечает Шохин.
«Очень много квазиналоговых платежей, связанных с особо опасными объектами. Таких как экологические, утилизационные сборы, штрафы, связанные с водоснабжением и отведением. При желании мы можем набрать около сотни различного рода квазиналоговых и страховых взносов, имеющих фактически фискальную нагрузку», – сетует он.
«Самый простой вариант – перенести сроки [повышения или введения таких платежей]. Если это делать единовременно, то сроки надо перенести на год. Если удастся быстро дифференцировать, что переносить на год, а что на три – то лучше на три года, – рассуждает Шохин. – В крайнем случае надо отменять всякого рода повышающие коэффициенты, которые предполагаются, например, для того же кадастра».
В документах РСПП предлагается увязать решения по деофшоризации с предлагаемой налоговой амнистией. Это предложение в контексте перенесения сроков начала декларационной антиофшорной кампании на вторую половину года обсуждалось на прошлой неделе на совещании у помощника президента Андрея Белоусова, рассказывал РБК ранее федеральный чиновник.
Также бизнес просит рассмотреть возможность снижения ключевой ставки ЦБ. Как рассказал журналистам глава ВТБ Андрей Костин по итогам встречи, «достаточно в унисон звучали бизнес и правительство: большинство присутствующих считает, что необходимо быстро снижать ключевую ставку ЦБ».
По словам банкира, о темпах снижения ставки существуют разные мнения: «Если вспомнить, что ключевая ставка на 1 января 2014 года была 5,5%, то сейчас более умеренные предложения – 10–12%». «Если мы это сделаем, мы во многом преодолеем те проблемы и те опасности, которые существуют и связаны с переохлаждением нашей экономики, резким падением темпов роста», – считает Костин.
Перспективы либерализации
Разговоров о поддержке конкретных компаний на встрече не было, рассказал РБК чиновник правительства. Это РБК подтвердил Костин, по словам которого, «никто ни о каких конкретных предприятиях на встрече не говорил». Он напомнил, что «есть список системообразующих предприятий, который было предложено дополнить быстрорастущими предприятиями среднего бизнеса». Это было предложение Торгово-промышленной палаты, говорит глава ТПП Сергей Катырин.
По словам главы Минэкономики Алексея Улюкаева, по итогам мероприятия Медведев «дал поручение проинвентаризировать еще раз нормативно-правовые акты, законодательные акты, увеличивающие так называемую квазиналоговую нагрузку на бизнес». «При необходимости министрам поручено сформулировать предложения по отсрочке их применения на практике», – сказал он.
Вообще неналоговые платежи надо по возможности или отменять, или уменьшать, предусматривая льготы, или как минимум откладывать введение новых, считает Катырин. В целом по отраслям насчитывается до 70 таких квазиналогов (за воду, за утилизацию шлама и пр.), введенных приказами министерств и т. д. Для малого бизнеса это очень серьезная нагрузка, говорит он.
Премьер поддержал саму идею какие‑то законодательные акты не отменять, а перенести сроки введения, рассказывает Шохин. «Сейчас наша задача вместе с правительством проинвентаризировать это и дополнительно включить такой перечень в антикризисный план правительства. Где‑то требуется срочно внести поправки», – отмечает глава РСПП, указывая, в частности, на закон о контролируемых иностранных компаниях.
Эта работа будет вестись в рамках подготавливаемых в правительстве ОНДП. Пока в проекте документа сформулированы в основном меры поддержки малого и среднего бизнеса. Андрей Костин сказал РБК, что «его этот факт не напрягает». По его словам, «исторически крупному бизнесу и так помогают. Речь идет о комплексном решении по малому и среднему бизнесу, который в период кризиса более уязвим».
Петр Нетреба
Отправить ответ