Профильный комитет Госдумы по бюджету и налогам в понедельник одобрил поправки ко второму чтению законопроекта об амнистии капиталов. Госдума может принять его уже на этой неделе.
Декларационную кампанию по амнистии капиталов предлагается провести за полгода — с 1 июля по 31 декабря 2015 года. Под нее подпадут активы в собственности, полученные до 1 января 2015 года. Она будет распространяться на ст. 193, ч. 2 и 3 (за исключением пункта «б»), ст. 194, 198–199.2 УК, а также ряд статьей КоАП — 14.1, 15.1–15.6, 15.11 и 15.25.
Одобрили послабление для подследственных
В законопроекте ко второму чтению предлагается существенно расширить число тех, кто может рассчитывать на амнистию. В первоначальной версии документа, одобренной правительством, значилось, что не смогут воспользоваться амнистией те, кто уже находится под следствием по статьям, которые под амнистию подпадают, или если их дела уже рассматриваются в судах. Поправками предлагается следующий вариант: суд, а также следователь с согласия руководства следственного органа прекращает уголовное преследование лица по «амнистируемым» статьям УК в том случае, если размер ущерба государству не превышает размер задекларированных в рамках амнистии активов. В случае отказа глава следственного органа должен предоставить мотивированное постановление об отказе прекратить уголовное дело. Об отказе поправками предлагается «незамедлительно» уведомлять лицо, которое находится под уголовным преследованием, генерального прокурора и бизнес-омбудсмена.
Законопроект о декларировании предусматривает три вида гарантий: освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности. В УК и КоАП в качестве дополнительных оснований для освобождения от ответственности вносятся новые нормы и перечисляются те статьи, по которым будут освобождаться от ответственности лица, перечисленные в декларации, пояснил РБК заместитель главы комитета по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрий Вяткин.
«Если уголовное дело уже возбуждено и если активы будут покрывать ущерб, то по этим случаям и на эту сумму ущерба будет освобождение от ответственности. Если ущерб не будет покрываться, то руководитель следственного органа или судья отказывает в прекращении уголовного преследования, о чем уведомляет генпрокурора», — сказал он.
Законопроект не будет предусматривать штрафные санкции за предоставление недостоверных сведений, хотя изначально это обсуждалось. Поправками ко второму чтению предлагался штраф 100 тыс. руб. Комитет и Минфин выступили против. Причина следующая: декларации не подлежат проверке.
Отклонили амнистию для менеджеров
Депутаты также отклонили поправку, согласно которой под амнистию могли попасть не только собственники задекларированных активов, но и руководящий состав таких компаний. С таким предложением к депутатам ранее обращались представители бизнеса, говорил РБК источник в одной из деловых организаций. Иначе менеджеры и собственники «оказываются в неравных условиях». Бизнес-омбудсмен Борис Титов говорил в эфире телеканала РБК, что в амнистии должно быть прописано освобождение от ответственности «тех предпринимателей, которые проводили сделки как руководители юридических лиц, не как физические лица» и сотрудники этих компаний.
Это решение продиктовано тем, что декларации показывают связи с имуществом, а не с операциями, пояснил глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Кроме того, принятие поправки привело бы к рискам освобождения от ответственности отмывочных компаний и фирм-однодневок, указал он.
Такую позиции поддерживает Минфин, сообщил директор налогового департамента министерства Илья Трунин. По его словам, программу амнистии необходимо привязывать к имуществу, которое будет задекларировано.
Комитет отклонил еще одну поправку, которую предлагал бизнес: включить в состав деклараций не только сами активы, доли в контролируемых иностранных компаниях и счета в банках, но и позволить указывать сделки и операции, в результате которых были получены средства на приобретение активов, которые указаны в декларации. Также депутаты отклонили поправку, предполагающую возможность декларировать наличные средства. Это бы противоречило требованиям FATF, уточнил Макаров.
Яна Милюкова
Отправить ответ