Представленный Белому дому проект «Направлений», необходимых для начала верстки бюджета на следующую трехлетку, несколько отличается от рабочего варианта документа, описанного «Ъ» 13 апреля. В его идеологической части обещание не повышать налоги до 2019 года стало более конкретным. Туманное «правительство РФ не планирует повышения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики» заменено прямым обещанием не вносить в Госдуму в течение ближайших трех лет предложений, приводящих к росту фискальной нагрузки и не поддерживать подобные сторонние инициативы. Однако при этом из текста «Направлений» пропало обещание продолжать политику неувеличения и по окончании трехлетки, в 2019 году.
Главное базовое решение — пауза. Никаких глобальных амбициозных решений мы не планируем,— обозначил вчера суть «Направлений» замминистра финансов Сергей Шаталов. При этом он отметил, что это не означает возможности появления точечных, в том числе и глубоких, изменений в налогообложении — не ухудшающих положение налогоплательщиков.
Значительная часть предлагаемых на 2016-2018 годы налоговых мер уже были объявлены ранее. Речь, в частности, идет об амнистии капиталов (соответствующий законопроект в первом чтении Госдума должна рассмотреть в мае), о патентах для самозанятых, о предоставлении регионам права снижать ставки налогов по упрощенной и вмененной системам налогообложения. Из нового — выгодное бизнесу увеличение стоимости амортизируемого имущества до 80-100 тыс. руб., что позволит списывать на затраты стоимость недорогого оборудования сразу при его вводе в эксплуатацию, а не через механизм постепенной амортизации. Ставки акцизов на 2016-2017 годы Минфин предлагает не менять, а на 2018-й — проиндексировать на инфляцию. Впрочем, акцизы на алкоголь и сигареты Минфин все же может поднять и ранее — если удастся договориться об этом с партнерами по ЕАЭС. По словам Сергея Шаталова, сейчас Минфину «не очень удаются» переговоры внутри Евразийского союза о единой акцизной политике: «Мы наблюдаем серьезный нелегальный переток подакцизных товаров из других государств».
По НДПИ на нефть и газ Минфин едва ли не впервые за последние годы ничего не предлагает. Предложения о корректировке проведенного налогового маневра из-за падения нефтяных цен и потерь бюджета ведомство отвергает. «Стабильность условий важнее»,— пояснил вчера глава департамента налоговой политики Минфина Илья Трунин. Лоббируемый Минэнерго и нефтяниками налог на финрезультат как альтернатива НДПИ в «Направлениях» не упоминается. Не будет изменений и по НДФЛ — возможность введения прогрессивной шкалы для этого налога ведомством не обсуждается. Также в 2016-2018 годах Минфин не намерен трогать систему страховых взносов во внебюджетные фонды. Однако в итоговую версии проекта «Направлений» Минфин все же включил слова о необходимости еще раз подумать об эффективности взимания взносов Пенсионным фондом. Прямого предложения передать администрирование социальных платежей налоговой службе документ не содержит. Однако, пояснил вчера Илья Трунин, дискуссия о передаче ФНС администрирования взносов не закрыта: «Пока не думаю, что мы можем говорить о возврате к единому социальному налогу, но придание налогового характера системе администрирования взносов — вполне решаемая задача ближайших лет».
Вадим Вислогузов
Отправить ответ