Инспектор без сюрпризов. Создается реестр требований к проверкам

Что изменится с принятием документа? Этот вопрос обсудили участники конференции «Устранение административных барьеров и оптимизация государственного контроля как фактор восстановления экономического роста» на «Неделе российского бизнеса-2015».

Новая система должна устранить избыточный контроль. По подсчетам экспертов, сейчас в России существует 133 самостоятельных вида государственного контроля. Потери бюджета, связанные с контрольно-надзорными мероприятиями, ВШЭ оценила в 1,5% ВВП (за 2011 год), «ОПОРА России» в 7,5% ВВП (за 2013 год). При этом в 2012-2013 годах нарушения, связанные с непосредственной угрозой причинения вреда, выявлены только в 10% проверок.

В подготовленном к 1 сентября законопроекте будет содержаться риск-ориентированный подход к проведению проверок. Сейчас предложено несколько вариантов воплощения этого принципа в российском законодательстве. «Есть проект, который готовится Высшей школой экономики, Министерством экономического развития, на площадке РСПП обсуждается документ, который готовится при участии Российской академии наук. Эти законопроекты, по сути, — продукты одной концепции, которая является для всех единой. Это переход на риск-ориентированный подход в контрольной деятельности», — говорит министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов. До 1 сентября все предложения будут изучены и объединены в единый документ.

Для предприятий, где вероятность причинения вреда жизни и здоровью высока, к примеру, на атомной станции, проверки будут проводиться даже чаще, чем сегодня. Там же, где риск причинения вреда минимален, проверки будут проводиться реже, чем раз в три года. То есть реже, чем предписывает действующее законодательство. Такой подход предлагает в своем законопроекте минэкономразвития. РАН в своем проекте планирует пойти еще дальше. «Предлагается отменить плановые проверки компаний, имеющих низкий класс риска», — говорит Сергей Максимов, заведующий сектором уголовного права и криминологии Института государства и права РАН. Основой контроля деятельности таких компаний, по его мнению, должен стать мониторинг и осмотр.

Впрочем, ведомства могут не дожидаться изменения законодательства. «Несмотря на то что законодательство является устаревшим, оно позволяет уже сейчас применять риск-ориентированный подход. Например, опыт налогового ведомства и Ростехнадзора показывает, что они уже сегодня могут перейти на проверки, в рамках которых контрольные мероприятия проводятся по «профилю рисков», — отмечает Абызов. Ростехнадзор в своей работе сейчас применяет 4 профиля опасных производственных объектов, ФНС — 19 профилей риска. «ФНС при сокращении проверок на 12% в 2014 году доначисления на одну проверку увеличила в полтора раза, это говорит о том, что инспекторы просто перестали ходить по малому и среднему бизнесу и начали фокусироваться на более значимых нарушениях», — считает Олег Фомичев, статс-секретарь, заместитель Министра экономического развития РФ. Он также отмечает успехи МЧС в сокращении числа проверок. «МЧС добровольно отказалось от проверок малого и среднего бизнеса, который вносит минимальный вклад в статистику смертности от пожаров, — говорит Олег Фомичев. — Это позволило МЧС сфокусироваться на тех объектах, где такие риски максимальны».

Ряд изменений контрольно-надзорной сферы уже утверждены. К примеру, создание реестра проверок. Сейчас ведомства с дублирующими функциями не видят результаты труда друг друга и не могут в полной мере оценить частоту проверок конкретной организации. Но создание реестра снимет эту проблему. В конце декабря депутаты внесли поправки в Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (N294 ФЗ), которые предусматривают создание Единого реестра проверок. Минэкономразвития разработало проект постановления правительства о правилах формирования и ведения реестра. Завершающий штрих — Генпрокуратура до 1 мая должна будет разработать и утвердить методику ведения этого реестра. С 1 июля в России должен появиться реестр проверок, в который в 2016 году включат сведения о региональных контрольных мероприятиях, а в 2017 году — о муниципальных. «Оператором реестра станет Генпрокуратура», — сообщила Лиана Пепеляева, директор департамента государственного управления, регионального развития и местного самоуправления правительства РФ.

Планируется также уточнить требования, соблюдение которых будут проверять контрольно-надзорные органы. «Нормативно-правовая база контрольно-надзорных мероприятий базируется на старом законодательстве, еще времен РСФСР и СССР, требования к компаниям не всегда есть в публичном доступе, — рассказывает Михаил Абызов. — Важно по каждой надзорной сфере и отрасли создать исчерпывающие надзорные требования. И дальше по принципу, если нет в реестре, то проверяющие не имеют права этого требовать». Единый реестр требований к проверкам станет источником, с которым компания сможет сверить соблюдение установленных законодательством требований. «Он может быть принят и согласован ведомствами в течение 2015 года, непосредственно процедура согласования начнется не ранее чем в июне», — сообщил Михаил Абызов.

Важной инициативой является передача контрольно-надзорных функций в регионы. «Готовятся предложения по «пилоту» передачи отдельных полномочий субъектам РФ, в том числе в части надзора по труду и надзора по земельным отношениям, по вопросам транспорта, также есть ряд предложений,связанных с полномочиями по передаче потребительского надзора на уровень субъектов РФ», — уточнил министр.

Сейчас определены 10 «пилотных» регионов, в которых будет начата эта работа. Среди них Астраханская область, Кабардино-Балкария, Калужская область, Москва, Республика Саха (Якутия), Татарстан, Тамбовская, Томская, Тульская и Ульяновская области. В список ведомств, которые первыми начнут передавать свои контрольно-надзорные функции на места, вошли Роспотребнадзор, Роструд, МЧС, ФНС, Ростехнадзор, Ространснадзор, Рособрнадзор.

Основная наша задача получить различные практики, в том числе работы на уровне субъектов, которые потом мы могли бы применить в новом законодательстве, — поясняет Абызов. — В том числе работу Москвы и Ульяновской области по созданию объединенных инспекций, когда смежные виды надзора объединяются в единые инспекторские группы, инспекторские региональные ведомства, и это сокращает количество проверок за счет проведения их комплексно. Авторы проекта РАН предлагают пойти еще дальше и создать единый контрольный орган на уровне субъекта.

Также будет продолжена работа по сокращению контрольно-надзорной деятельности за счет ее замены на другие механизмы регулирования: добровольную сертификацию, членство в саморегулируемых организациях, аудит.

Объявленные президентом трехлетние налоговые каникулы для предприятий тоже укладываются в концепцию риск-ориентированного подхода.

Каникулы предполагается установить с 2016 года, — сообщает Лиана Пепеляева, — но они не будут даны тем субъектам Федерации, к которым раньше была применена дисквалификация либо административное наказание. Таким образом, компании, у которых не были выявлены нарушения, смогут три года работать без визитов проверяющих.

Ирина Голова

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*