Амнистия капиталов может не стать всеобъемлющей

Но на следующий же день международная организация по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма (FATF) предупредила, что такая полная амнистия грозит включением России в черный список, рассказывали чиновники: FATF требует обязательного раскрытия происхождения средств. Получить комментарии FATF не удалось. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков встречу не комментирует.

Чиновники два месяца думали, как совместить предупреждение FATF с посланием. Законопроект об амнистии описан в концепции (есть у «Ведомостей») уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова, знают два участника совещания. Письмо Титова к президенту будет отправлено в ближайшее время, обещает его представитель.

Предложения Титова близки к идеям, которые обсуждали ведомства, говорит федеральный чиновник: амнистия коснется только нарушений, совершенных до дня послания, ее срок — 8 или 12 месяцев.

Амнистию предложено распространить на 13 статей Уголовного кодекса и 12 административных и 6 налоговых правонарушений: уклонение от уплаты налогов, таможенных сборов, контрабанда, валютные преступления и т. д.

От ответственности за легализацию преступных доходов амнистия освободит, если они получены от амнистированных преступлений.

Претендентам на амнистию придется подать декларацию в одной из двух форм. Первая: с объектом (доходами), его стоимостью и (по желанию) данными об операциях с признаками налоговых нарушений.

Тогда амнистия будет касаться только задекларированного объекта или дохода.

Вторая: декларировать все активы со структурой владения. Если капитал обезличен, риски преследования выше, могут быть претензии в том числе к источнику капитала — например, к компании, которая платила дивиденды, констатирует чиновник: как обезопасить источник капитала, обсуждается.

Амнистированные не обязаны сообщать о конкретных способах и орудиях нарушений, ФНС или Росфинмониторинг не будут обязаны проверять эти данные. Но есть оговорка: если правоохранители заподозрят человека в совершении преступлений, на которые амнистия не распространяется, они смогут начать расследование.

Всего таких случаев четыре. Если амнистированный — чиновник, действующий или бывший, работавший на госслужбе или в ЦБ в течение 10 последних лет. Если капитал декларирует супруг, бывший супруг или близкий родственник такого человека. Если декларируется актив, находящийся в офшоре, не обменивающемся информацией с Россией, или стране, включенной в черный список FATF. Наконец, если актив крупный — $5 млн по декларационной стоимости или по цене приобретения.

То есть полного прощения не получит широкий круг амнистированных: чиновники, владельцы более или менее крупных активов, указывает партнер «Щекин и партнеры» Роман Серб-Сербин, с пристрастием допросят и владельцев офшорных кошельков.

Таким амнистированным дается гарантия — дела против них могут возбуждаться только по согласованию с генпрокурором и с учетом мнения уполномоченного по защите прав предпринимателей. Следователям запрещается использовать материалы, предоставленные амнистированным, в качестве доказательств по делу.

Еще одно ужесточение касается репатриации капиталов. Премьер-министр Дмитрий Медведев говорил, что это не обязательное условие. В концепции же Титова исключения есть: репатриация активов, расположенных в офшорах или в странах из черных списков FATF или ОЭСР, должна быть обязательной. Все будут обходить норму, переводя активы из офшоров в иные юрисдикции, ожидает Серб-Сербин. В этом и цель — не вернуть капиталы, а вытеснить их из черной зоны в более светлые, объясняет Титов.

Зато амнистированные не должны будут уплачивать налог — на этом настаивал Минфин. Достаточно будет уплатить декларационный платеж — всего 1-2%.

Минфин будет явно против именно этого, знает федеральный чиновник, остальное обсуждаемо.

Бизнес такая амнистия пугает. Стоимость актива превысит всего $5 млн — и человек получит полный набор рисков, от которых прятал капитал, предупреждает партнер «Налоговика» Роман Терехин.

Вопросы будут ко всем, а не только к узкой категории чиновников, предупреждает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров: «Сказано, что ФНС и Росфинмониторинг “не обязаны” проверять амнистированных — им должно быть это запрещено, иначе амнистия станет нерабочей декларацией».

Титов так комментирует законопроект: «Это наименее жесткий вариант, который FATF может одобрить, надо дать проверить, заработал человек на госслужбе или на криминале».

Сейчас по тому же типу проводятся итальянская и казахстанская амнистия, вопросов нет, знает Титов, на лимит же в $5 млн надо смотреть с другой стороны: «Это освобождение всех мелких активов от каких-либо подозрений».

Представитель Минфина отказался от комментариев.

Замминистра финансов Сергей Шаталов и помощник президента Андрей Белоусов говорили, что российская амнистия учтет требования FATF; как это совместить с обещанием президента, не уточняли. Неверно, что нельзя провести полную амнистию, не нарушив требования FATF, возражает Песков: некоторые российские ведомства оспаривают эту точку зрения.

Какие статьи могут попасть под амнистию

УК РФ:

— ст. 173.1 «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица»;

— ч. 1 ст. 173.2 «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица»;

— ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» (в пределах, установленных в рекомендациях ФАТФ — легализуются доходы, полученные в результате совершения амнистируемых деяний);

— ст. 174.1 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления» (в пределах, установленных в рекомендациях ФАТФ — легализуются доходы, полученные в результате совершения амнистируемых деяний);

— ст. 175 «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем». (Применяется в отношении имущества, приобретенного путем совершения амнистируемых деяний, амнистия не распространяется на приобретение или сбыт имущества, добытого путем совершения иных преступлений);

— ст. 193 «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации»;

— ст. 193.1 «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов»;

— ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»;

— ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»;

— ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»;

— ст. 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента»;

— ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов»;

— ст. 200.1 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов»;

КоАП РФ:

— ст. 14.1. «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)»

— ст. 14.20. «Нарушение законодательства об экспортном контроле»

— ст. 14.50. «Неисполнение обязанностей и требований при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок»

— ст. 15.6. «Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»

— ст. 15.25. «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования»

— ст. 15.26. «Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности»

— ст. 15.27.2. «Неисполнение требований о предоставлении информации о лицах, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов»

— ст. 16.2. «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров»

— ст. 16.15. «Непредставление в таможенный орган отчетности»

— ст. 16.17. «Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации»

— ст. 19.7.3. «Непредставление информации в Банк России»

— ст. 19.8.2. «Непредставление ходатайств, уведомлений (информации), сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации»;

НК РФ:

— ст. 116. «Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе»

— ст. 119. «Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества)»

— ст. 122. «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)»

— ст. 123. «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов»

— ст. 129.5. «Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании»

— ст. 129.6. «Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях».

Маргарита Папченкова
Филипп Стеркин

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*