Одним из майских указов 2012 года президент Владимир Путин поручил правительству разработать предложения по проведению оценки регулирующего воздействия (ОРВ) законопроектов, регламентирующих отношения в сфере предпринимательства и инвестиционной деятельности. Речь шла о поправках, которые депутаты Госдумы вносят перед вторым чтением.
В пятницу этот вопрос обсуждался на совещании у министра по делам «Открытого правительства» Михаила Абызова с участием Олега Фомичева и экспертов. 11 июня он будет поставлен в план заседания правительства, рассказали РБК два участника пятничного совещания и подтвердил представитель Минэкономразвития (МЭР). Создана специальная рабочая группа, говорит представитель МЭР. «Ранее мы обсуждали эту идею», — сказал РБК депутат от КПРФ Вадим Соловьев.
Процедура ОРВ ко второму чтению уже работает для правительственных поправок, но необходимо распространить ее и на депутатские, говорит представитель МЭР. «Необходимо анализировать важные для бизнеса инициативы, разработанные не только правительством, но и другими участниками законотворческого процесса. Чтобы определить их целесообразность, обоснованность, выявить наличие избыточных административных барьеров и расходов для предпринимателей», — отметил представить министерства.
«Надо избегать ситуаций, аналогичных недавнему введению налога на имущество для малого бизнеса, работающего по упрощенке, который будет начисляться исходя из кадастровой оценки имущества», — соглашается директор центра ОРВ Высшей школы экономики Даниил Цыганков. «ОПОРА России» оценивает ущерб от этих поправок, принятых без консультаций с бизнесом, в 200 млрд руб.
Пока действует односторонняя процедура: Госдума может предлагать законопроекты на ОРВ в правительство перед вторым чтением, но у правительства нет полномочий запрашивать их у депутатов. Минэкономразвития предлагает это исправить и разрешить правительственной комиссии запрашивать законопроекты для оценки. Госдума вправе не отвечать на запрос чиновников, но даже имея отрицательный отзыв комиссии, депутаты все равно смогут принять законопроект, решения комиссии останутся на уровне рекомендаций, пояснил РБК участник совещания у Абызова Олег Шестоперов из Национального института системных исследований проблем предпринимательства.
Минэкономразвития предлагает подправить регламент правительства, но в будущем, возможно, точечно изменят и регламент Госдумы. По словам Цыганкова, около полутора месяцев назад министр Алексей Улюкаев обсуждал этот вопрос с председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным, по итогам встречи было дано поручение найти компромиссное решение.
После первого чтения законопроекты часто подвергаются существенному воздействию, которые не затрагивают основную конструкцию предложений, отметил глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству, единоросс Владимир Плигин. «Все участники законотворческого процесса, в том числе правительство, может реагировать путем внесения поправок. Не вижу здесь большого нарушения, но нужно понимать, что существуют сроки рассмотрения законопроектов, установленные регламентом Госдумы», — прокомментировал он предложения Минэкономразвития.
«Все предварительные оценки должны даваться ведомствами до начала рассмотрения законопроекта в Госдуме, иначе его принятие может затянуться на годы», — говорит Вадим Соловьев. «Наш законотворческий процесс страдает дефектами, — признает он. — Сейчас такие законы принимаются, что просто удивляешься, зачем это нужно».
Алиса Штыкина
Отправить ответ