Но радоваться рано: готовящийся «исчерпывающий перечень» предлагается ограничить 80 (!) пунктами. А о серьезном уменьшении сроков получения разрешений, согласований и т.д. в документе вообще не говорится.
Сама инициатива сокращения бюрократизма и связанного с ним взяточничества принадлежит президенту Владимиру Путину. В конце прошлого года на заседании экономического совета глава государства поручил новому Министерству строительства, другим ведомствам, депутатам Госдумы в течение первого полугодия 2014 года принять все необходимые меры по сокращению административных процедур в строительной сфере. «Здесь так и не сформированы прозрачные механизмы выделения земли под застройку, не утвержден исчерпывающий перечень разрешительных документов на строительство», – заявил президент. В результате «мы недополучаем миллионы квадратных метров жилья, а бизнес по-прежнему месяцами и годами добивается разрешений на строительство новых предприятий…»
Еще раньше Национальное объединение строителей («НОстрой») совместно с Институтом экономики города (ИЭГ) провело исследование уровня административных барьеров в жилищном строительстве. Данные собирали в 43 городах, в том числе Екатеринбурге, Великом Новгороде, Краснодаре, Красноярске, Новосибирске, Томске, Челябинске, Санкт-Петербурге. Объектом исследования сделали полный цикл возведения условного многоквартирного жилого дома общей площадью 10–12 тысяч м2 на 200 квартир со стандартным набором коммунальных услуг. И…
Результаты поразили даже бюрократов. Число барьеров оказалось столь велико, а процедуры их преодоления так запутаны, что незнакомый с российской спецификой человек скажет: строить в этой стране абсолютно невозможно.
К примеру, получение земельного участка под застройку на аукционе (с оформлением прав на землю) в среднем занимает 136 дней. А если у застройщика в собственности или в аренде уже есть участок, то на бюрократические процедуры он потратит 244 дня.
И это еще не так плохо: в иных городах просители получали необходимые подписи через 358 и даже 595 дней. А рекордом в исследовании назван случай, когда застройщику пришлось ходить с бумагами по инстанциям 1055 дней (!).
Далее следует проектирование – этап, на котором по закону застройщик должен получить лишь заключение госэкспертизы проектной документации и положительные результаты инженерных изысканий. Но на практике приходится согласовывать проект в органах местного самоуправления, службах коммунального комплекса, гражданской обороны, санитарного надзора, благоустройства, уличного освещения и так далее. Чтобы обойти и задобрить эти организации (от полутора десятков и более), в обследованных городах требуется от 210 дней до полутора лет. Денег тоже уходит немало: одно лишь положительное заключение госэкспертизы стоит более 700 тысяч рублей.
Еще 54 барьера воздвигнуты на пути подключения дома к коммунальной инфраструктуре. В среднем на это уходит 253 дня и 21 млн рублей (но бывает и 55 млн). Самые продолжительные мытарства – подключение к газораспределительным сетям (как минимум 3–4 месяца), самые затратные – к водоснабжению и канализации (от 200 тысяч до 36 млн рублей). И так далее.
Полный перечень согласований займет не одну газетную страницу и создает полную иллюзию, что на городской стройплощадке действует не мирный и законопослушный застройщик, а коварный враг, которого требуется разоблачить и обезвредить. Это впечатление усиливается с каждым появлением на площадке чиновников Госстройнадзора. А они могут появиться там и десять раз, и двадцать, и сорок – тем более что количество и регулярность проведения проверок этой организации законом не оговорено.
Даже после того, как дом построен и готов к заселению, один лишь процесс получения разрешения на эксплуатацию состоит из 35 процедур, на которые уходит еще 189 дней. Официальная цена вопроса – 621 тысяча рублей. Но при регистрации права собственности на 200 квартир застройщик (юридическое лицо) должен заплатить еще 3 млн рублей. И как легко догадаться, это не последние поборы.
Участники исследования не могли включать в свои записи все «неофициальные» данные о взятках. Есть общие цифры: преодоление административных барьеров обходится в среднем в 10% общей стоимости проекта. А иногда эта доля вырастает до 30%.
Вот еще цифры. Согласно проведенным недавно международным исследованиям в 153 странах, Россия заняла первое место по размеру платы за технологическое присоединение к электрическим сетям – 1568 долларов (!) за киловатт. Это в 34 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 раза выше уровня цен в странах, следующих в этом рейтинге за Россией.
Можно ли иначе? Еще как! В Москве, к примеру, экономист Андрей Шаронов, назначенный на должность заместителя мэра в столичном правительстве, за первый год работы сумел добиться снижения числа процедур, необходимых для получения разрешений на строительство, с 42 до 14. После чего под нажимом столичного правительства московские энергетики тоже сократили с десяти до пяти число процедур, необходимых для технологического присоединения объектов к электросетям, уменьшили цены в пять раз, а сроки – на 40% (до 100 дней).
На этом фоне рапорты правительства Свердловской области о намерении сократить сроки технологического присоединения с нормативных 18 месяцев до 1–1,5 года выглядят забавно. Но даже это лучше, чем ничего.
Теперь за аналогичную работу взялось федеральное правительство – с намерением полностью перекроить государственную бюрократию. «Это будет совместная работа с бизнесом, – говорят по этому поводу в Минстрое РФ. – Важно, чтобы любой инвестор, даже иностранный, заходя в российский регион, отлично понимал, какие документы и в какие сроки ему нужно собрать, чтобы начать строительство».
Согласимся: и это тоже лучше, чем ничего – определенность предпочтительнее гадания на кофейной гуще: что с тебя потребуют? куда еще пошлют? сколько придется ждать? сколько заплатить?
Но поставим вопрос иначе: почему застройщик или инвестор, замышляя новый проект, который принесет несомненную пользу городу и живущим в нем людям, должен заниматься этой бюрократической и коррупционной волокитой, обходя кабинет за кабинетом, этаж за этажом, офис за офисом? А населяющие эти кабинеты и офисы чиновники будут кривить губы, цедить «приходите завтра!», отсылать по инстанциям, укорять за ошибки и неточности в бумагах.
Может быть, все выстроить наоборот: в одно окно застройщик подает заявку, после чего бюрократический аппарат согласовывает ее со всеми инстанциями и сам с собой, сводит начала и концы, занимается бумажным оформлением – и как результат вручает клиенту весь необходимый перечень документов? С напутствием: иди, родной, строй! Появятся трудности – ты только позови, и мы не струсим… А если без этого никак, пусть сами дают друг другу на лапу – все 80 раз, предусмотренные нынешним постановлением правительства.
Зададим и вовсе другой вопрос: кому и за что мы платим наши налоги, из которых состоит бюджет страны, региона, города? Там, конечно, есть расходы на оборону, образование, здравоохранение, соцпомощь сирым и нищим. Но очень немалую строку занимает управленческая статья – на зарплаты и премии тем самым чиновникам, которые должны не контролировать нашу работу, а сами работать на нас!
Но мы зачастую видим, как именно чиновники создают нам дополнительные трудности и выстраивают барьеры – вместо того, чтобы избавлять от них. И если говорить об околостроительных проблемах, то их преодоление есть прямая обязанность муниципальных и госслужащих. Должна быть! Иначе зачем мы кормим эту братию, которая по численности уже втрое превысила госаппарат советских времен?
Александр Проценко,
экономический обозреватель «Труда»
Отправить ответ