Реформирование Росфиннадзора идет не первый год. В 2012-м после отчета Счетной палаты (СП) о том, что служба недостаточно эффективно взыскивает штрафы, службу покинул ее глава Сергей Павленко. СП выявляла рост долгов службы в 44 раза за 2009—2010 годы и крайне низкий процент поступлений в бюджет по предписаниям службы. В начале прошлого года Росфиннадзор возглавил чиновник Минфина Александр Смирнов, и уже в августе его служба получила новые полномочия по проведению внутренних проверок для правительства (внешними занимается СП). Проверять стало можно не только уже свершившиеся траты, но и только планируемые. Новый регламент закрепляет этот порядок и поясняет новые полномочия службы.
Как пояснили РБК daily в Минфине, разработка новых правил связана с внесением в Бюджетный кодекс поправок, новым законом о госзакупках и положениями Жилищного кодекса, регулирующими порядок контроля за использованием средств региональных операторов. Ранее в ведомстве заявляли о том, что общие изменения в сфере финконтроля среди прочего приближают Россию к международной практике подобного аудита. Однако директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов не вполне с этим согласен: органы финконтроля в каждой стране разные, и универсального метода внутреннего аудита госрасходов в мире нет. «Это все же индивидуальные традиции России», — комментирует он новшество.
Одной из главных сложностей для организации эффективной работы Росфиннадзора было недостаточное количество мер принуждения — об этом говорил глава Минфина Антон Силуанов. Новые правила вводят несколько десятков новых составов административных нарушений, за которые предусмотрены в том числе штрафы в размере 25% от суммы нецелевого использования средств или лишение должностного лица права занимать определенные должности на срок до трех лет.
Также регламент расширяет круг объектов финансового контроля. Если раньше он был ограничен непосредственными участниками бюджетного процесса, то теперь Росфиннадзор сможет проверять любого, кто использует или даже просто держит на своем счету бюджетные деньги, например банки. Кроме того, под объекты контроля попадают ФОМС, Фонд ЖКХ, любые госзакупки и деньги, предусмотренные в бюджете на софинансирование капремонта многоквартирных домов и переселения граждан. Полномочия службы значительно расширены, соглашается эксперт Центра исследования бюджетных отношений Владимир Михеев, но отмечает, что часть из них де-факто уже существовали и теперь получили юридическое закрепление (например, контроль в ЖКХ). Новые правила не приведут к дублированию функций Росфиннадзора и Счетной палаты, продолжает эксперт. Наоборот, предусмотренное более четкое разграничение их функций позволит им работать слаженнее.
Начавшиеся в прошлом году изменения в сфере бюджетного контроля приведут к увеличению административного давления на бизнес, прогнозирует Владимир Климанов.
Алина Евстигнеева
Отправить ответ