Прыжок через барьер

Эту проблему представители бизнеса и власти обсудили на конференции «Устранение административных барьеров, оптимизация государственного контроля и противодействие коррупции», которая состоялась на Неделе российского бизнеса. Менять отношение со стороны предпринимателя необходимо с помощью законов, считает замминистра экономического развития РФ Олег Фомичев. По его мнению, Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ), которому сейчас более 20 лет, изменить уже невозможно. Необходимо писать и принимать новый кодекс, который будет регулировать ответственность за нарушения в ведении бизнеса. «Назрела кардинальная реформа КоАП. Сегодня КоАП создает впечатление о несправедливой системе контроля, — заметил замминистра. — Нужно разрабатывать новый КоАП, он должен быть полностью реструктурирован. Нам необходима новая система регулирования».

По данным Минэкономразвития РФ за 2012 год, 28 федеральных ведомств провели почти 3 млн проверок.

Учитывая, что стоимость одной проверки составляет от 22,3 до 28 тыс. рублей, в 2012 году на них потрачено из бюджетов всех уровней 70 млрд рублей, сообщил в своем докладе президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Причем речь идет не только о затратах бюджета, но и о потерях бизнеса, поскольку проверка нарушает ритм работы любой компании или организации.

Такого рода контроль отвлекает серьезные финансовые, материальные, кадровые ресурсы бизнеса. То есть наблюдается избыточность надзора и контроля, которая порождает злоупотребления и коррупцию. Надо отметить, что контрольно-надзорные функции выполняют все органы исполнительной власти. Причем число этих органов не уменьшилось после принятия 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который защищает права бизнеса. Количество неплановых и плановых проверок остается по-прежнему достаточно высоким, — сообщает Александр Шохин. — В 2004 году началась административная реформа, было установлено ограниченное количество регулирующих и надзорных функций со стороны госорганов. Сегодня закон позволяет в ряде случаев отклоняться, и мы фиксируем, что данные отклонения становятся правилом. Нам нужно проанализировать соответствующие полномочия государственных органов власти и рассмотреть подобные отклонения, так как они являются явным нарушением закона».

Председатель Комитета РСПП по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров Андрей Варичев считает, что структура контрольно-надзорных органов должна подвергнуться совершенствованию и модернизации. «Мы как представители бизнеса понимаем, какую роль играет административное регулирование и контрольно-надзорная деятельность государства в России. Сегодня можно с уверенностью сказать, что правительством РФ вся нормативно-правовая база в целом разработана, — заявил он. — На протяжении нескольких лет отмечаются как положительные, так и отрицательные изменения в законодательных актах. Но впервые мы не отмечаем значительных критических пробелов в административном регулировании».

Варичев обратил внимание на обзор судебной практики в России: «мы провели анализ более 500 судебных дел различных инстанций по контрольно-надзорной тематике в 2013 году. Мы можем констатировать, что судебные разбирательства становятся профессиональнее. Конечно, судебная практика по вопросам контрольно-надзорной деятельности достаточно обширна. Здесь следует обратить внимание, что в основном обращаются за решением в судебную инстанцию предприниматели и индустриальное сообщество. При этом решения почти по [3]/4 дел принимаются в пользу органов контроля».

Административные барьеры мешают не только российским предпринимателям, но и иностранному бизнесу, работающему в нашей стране. К Неделе российского бизнеса РСПП опубликовал отчет «Оценка иностранным бизнесом деловой среды в России». Участников исследования просили оценить степень вмешательства 14 контрольно-надзорных органов в работу их компании. Чаще всего опрошенные выбирали вариант ответа «не мешали» (от 45% для налоговой инспекции до 79% — МВД). В среднем около четверти отвечали, что контрольно-надзорные органы мешали работе компании за последние два года, в основном «незначительно», в качестве помех каждый респондент называл в среднем 3,6 контрольно-надзорных структуры (см. диаграмму).

Чаще всего участники опроса в качестве существенного препятствия для нормальной работы в 2013 году называли ФТС (в сумме она мешает 48% респондентам, причем 15% — сильно), лицензирующие органы (50%), налоговую инспекцию (54%).

Сравнение с данными 2011 года показало, что доля отмечающих помехи со стороны российских контрольно-надзорных органов выросла по таким службам, как лицензирующий орган (с 31% до 50%), Роспотребнадзор (с 20% до 41%) и Росприроднадзор (с 6% до 27%). По словам вице-президента РАН, директора Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талии Хабриевой, нет четкого представления о том, что понятия «административные барьеры» и «административное регулирование» не являются синонимами. Также, по ее мнению, существует две крайности: «Во-первых, со стороны законодательных инициатив существуют завышенные требования, с высокой ответственностью за их исполнение, при этом практически отсутствует эффективный контроль. А во-вторых, осуществление контроля в отсутствие требований. По-прежнему остаются отрасли, в которых сотни контролирующих органов проверяют выполнение требований. Формально они носят обязательный характер, но никогда не были опубликованы».

По мнению Олега Фомичева, подобные перекосы случаются потому, что за аналогичные нарушения одного и того же порядка положены либо высокие штрафы, либо необоснованно низкие. Чтобы от этого избавиться, он предложил устранить штраф как меру наказания по ряду статей. Замминистра предложил в сфере розничной торговли ввести такой метод воздействия на бизнес, как информирование потребителей о нарушениях, которые выявлены в ходе проверки. Для этого достаточно развешивать на двери магазинов звезды. «Есть достойный пример альтернативы штрафам у Запада, которым мы можем последовать — star on the door, или звездочная система. Аналогичная система используется в США, Канаде, Дании, определяя уровень соответствия качества в более мягкой форме, чем штрафные санкции, с одной стороны, а с другой — информирует потребителя, какого именно качества продукты может поставлять данное предприятие», — комментирует Олег Фомичев. При таком подходе потребитель самостоятельно решает заходить в этот магазин или нет. Подобный опыт собираются повторить в России.

Талия Хабриева отметила, что в ряде решений даже прослеживается поддержка интересов определенных сфер бизнеса. То есть соблюсти конкретные нормы компания не в состоянии без того, чтобы не обратиться в специализированную организацию, которая выдаст заключение о соответствии компании требованиям, установит требуемое программное обеспечение или проведет консультационную работу. И, конечно, возьмет за свои услуги определенную плату.

Однако тенденция к передаче определенных функций к специализированным организациям отчасти обусловлена желаниями бизнес-сообщества, которое не единожды заявляло о возможности саморегулирования рынка без участия государства. Сократить контроль государства можно с помощью передачи этих функций специализированным компаниям, которые проверят соответствие компании установленным нормам.

За 11 лет, с 2002 по 2013 год, на федеральном уровне было принято свыше 180 млн актов надзорно-контрольных проверок, из них 130 тыс. приказы федеральных ведомств. Таким образом, ежедневно выходит около 40 актов разного уровня. В такой среде жить бизнесу сложно. Представители бизнес-сообщества отметили, что зачастую новые правила для бизнеса связаны с большими финансовыми расходами для компаний. Среди таких изменений, например, специальная оценка рабочих мест и защита персональных данных.

Ирина Голова , Ангелина Жукова

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*