Предыдущий план Минэкономразвития, представленный летом, предполагал в основном разные формы бюджетной и кредитной поддержки: продление льгот по страховым взносам малому бизнесу (исполнено), расширение его доступа к госзаказу (исполнено), кредитование малых и средних предприятий за счет средств фонда национального благосостояния (ФНБ), использование средств этого же фонда на инфраструктурные проекты (исполнено: выделено 300 млрд руб.), ограничение роста тарифов естественных монополий (исполнено), субсидирование автопрома (исполнено: выделено 270 млрд руб. до 2016 г.), а также деофшоризация бизнеса (исполняется) и совершенствование «дорожных карт» по упрощению госрегулирования. Пока эти меры не помогли, оценивал помощник президента Андрей Белоусов: «Ускорения не видим».
Разрыв между высокими издержками предприятий (из-за укрепления рубля, быстрого роста зарплат и цен монополий) и низкой производительностью (из-за недостатка инвестиций) вкупе с недоразвитостью конкуренции и институтов ведет к затуханию роста и формирует риски длительной стагнации, предупреждает Минэкономразвития и предлагает поддерживать конкурентоспособность несырьевой продукции, инвестиционную активность предприятий и человеческий капитал, именно эти факторы станут основными драйверами экономики в условиях прекращения роста цен на нефть.
Чтобы эти факторы заработали, необходимы сокращение ценового давления монополий с последующей частичной демонополизацией этого сектора, упрощение госрегулирования бизнеса, гибкий рынок труда, пересмотр практики антимонопольного регулирования, поддержка несырьевого экспорта.
Из пунктов, требующих финансовой поддержки государства, в новую концепцию перешло кредитование малого и среднего бизнеса за счет средств ФНБ. Минфин по-прежнему категорически против.
В новом плане Минэкономразвития предлагает, напротив, несколько способов экономии бюджетных средств. Например, путем развития накопительной пенсионной системы, повышения эффективности госрасходов, сокращения штатов и государственного имущества (см. статью на стр. 04).
В России экономический рост минувших 13 лет только усилил институциональное отставание: качество госуправления в России соответствует уровню стран, где ВВП на душу населения вчетверо ниже, сравнивает Минэкономразвития. Из-за давления регуляторов малый и средний бизнес уходит в тень, занятость растет только в государственном и теневом секторах. Минэкономразвития предлагает для вывода малого бизнеса из тени налоговые (двухлетние каникулы для новой компании) и регулятивные (запрет на проверки) меры.
Чтобы сдержать рост тарифов монополий, надо сокращать их издержки, советует Минэкономразвития (см. статью на стр. 12), сейчас даже руководство этих компаний не представляет, где именно в них генерируется прибыль, а где — убытки. Для решения инфраструктурных проблем — развивать государственно-частное партнерство.
Отдельная глава посвящена антимонопольному регулированию. Имея самый большой в мире штат и почти самый маленький бюджет, ФАС заводит слишком много дел (например, по злоупотреблению доминирующим положением — в 161 раз больше, чем в США, и в 74 раза больше, чем в Германии), рассматривает их слишком быстро и крайне формально, а пользы никакой. Необходимо существенно снизить, пишет Минэкономразвития, риск сделаться объектом внимания ФАС, для чего нужно исключить малый бизнес из сферы действия антимонопольного законодательства (за исключением ценовых сговоров и сговоров на торгах), разрешить внезапные внеплановые проверки только при наличии судебной санкции, а деятельность ФАС оценивать по состоянию конкуренции и благосостоянию потребителей.
Качество регулирования невозможно без его стабильности, а в России только на федеральном уровне за 10 лет принято 180 000 нормативных актов. Необходимо жесткое правило: при принятии каждого нового требования, сопровождающегося издержками для бизнеса, отменять два, предлагает Минэкономразвития.
Новый план должен начаться с анализа, почему не сработал предыдущий, полагает сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян, а результатов нет по двум причинам: первая — не все проблемы можно решить за счет бюджетных денег, нужно повышать эффективность институтов; вторая — слишком мало времени прошло. План должен давать ответ — почему выгодно инвестировать в Россию, считает Данилов-Данильян, если ответа нет, меры бессмысленны.
Есть теоретическое желание изменить экономику, создав систему управления ею, но на практике все делается вручную, пример — пенсионная реформа, рассуждает Владимир Тихомиров из ФК «Открытие», или обещают больше свободы бизнесу, а на деле расширяют полномочия силовиков. Негативные сигналы перечеркивают все позитивные, резюмирует Тихомиров: «Замедление экономики вызвано не только исчерпанием прежних факторов роста и т. п. — оно связано с общим настроением бизнеса».
Ольга Кувшинова
Максим Товкайло
Филипп Стеркин
Отправить ответ