Чего боится бизнес
«Предлагаемое увеличение фискальной нагрузки на бизнес, по оценке РСПП, может привести к экономическому спаду, падению конкурентоспособности российских компаний, в том числе в среднесрочной и долгосрочной перспективе, и в конечном итоге сокращению бюджетных доходов», – говорится в письме за подписью президента РСПП Александра Шохина. Союз недоволен теми законопроектами, которые уже внесены в Госдуму. Речь идет о повышении налога на дивиденды с 9 до 13%, повышении водного налога, отмене порога зарплат для отчислений в ФОМС и нефтяном налоговом маневре.
Также ожидаются дополнительные неналоговые обременения и расходы компаний, «которые по размеру сопоставимы с налогами и сборами», жалуются предприниматели. В их числе – инициативы по введению платы за резерв мощности в электроэнергетике, повышению платы за негативное воздействие на экологию, введению наилучших доступных технологий, созданию недропользователями ликвидационных фондов, перечисляет Шохин.
Озабоченность бизнесменов вызывает и законопроект, который меняет порядок возбуждения уголовных дел за налоговые преступления. Торгово-промышленная палата разделяет озабоченность РСПП по поводу этого законопроекта, сказал РБК замдиректора юридического департамента ТПП Дмитрий Фадеев. «Арест предпринимателя и возбуждение уголовного дела фактически ставится в зависимость от добросовестности налогового инспектора, бесперебойной работы почты и других, в том числе коррупциогенных факторов», – говорит он.
«Дорожная карта» для правительства
Но все еще можно исправить, считают в РСПП и предлагают для этого «дорожную карту» из семи пунктов. Cоюз рекомендует не повышать текущую налоговую нагрузку как минимум до 2018 года в любом формате и отказаться от «избыточного ужесточения» уголовной ответственности для предпринимателей по налоговым преступлениям. После 2018 года предлагается придерживаться отлагательного принципа вступления в силу решений о повышении фискальной нагрузки. На практике это должно означать, что с момента принятия соответствующих законов до вступления их в силу должно проходить не менее двух лет.
Кроме того, крупный бизнес предлагает проводить оценку регулирующего воздействия по всем законопроектам, регулирующим налоговую сферу, социальное страхование и тарифы. А те увеличивающие нагрузку инициативы, которые не прописаны в основных направлениях налоговой политики, надо вообще не рассматривать. Также следует провести оценку уровня неналоговых финансовых обременений для бизнеса, как действующих, так и предлагаемых.
Наконец, РСПП хочет ввести универсальные льготы для инвестиционно активных компаний, включая инвестиционную льготу.
Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова не комментирует заявление РСПП. Встреча Дмитрия Медведева с РСПП для обсуждения налоговых претензий не планируется, сообщила она. В Минэкономразвития письмо РСПП, отправленное премьер-министру, не поступало и не прорабатывалось, говорит представитель ведомства.
Нет открытого диалога
Предприниматели жалуются не только на опасность повышения нагрузки на бизнес, но и на то, что «судьбоносные для бизнеса решения принимаются с колес». Добиться отказа от введения налоговых инициатив в РСПП могут только в редких случаях и только в объединении с другими деловыми организациями, следует из текста письма. Но авторы тут же добавляют, что отказ от налога с продаж, против которого активно выступали предприниматели, «привел к риску появления еще более непрозрачного налога – сбора за право заниматься определенным видом деятельности».
Экономика начинает негативно реагировать на повышение налогов, но ими все не ограничивается, считает главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. «Рост издержек российских компаний превышает рост производительности, а чрезмерное регулирование со стороны государства в вопросах лицензирования значительно затрудняет малому и среднему бизнесу выход на рынок», – перечисляет эксперт.
Юлия Забавина, Алиса Штыкина, Петр Нетреба
Отправить ответ