Зря старались

Очередь за предпринимательским сообществом, которое страдает от необоснованных проверок не менее чем муниципалитеты, а то и более, ведь помимо государственных и региональных органов контроля его проверяют и те же муниципалитеты.

Открывая конференцию «Система государственного контроля в сфере экономической деятельности» президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин отметил, что Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устранил многие барьеры, мешавшие развитию предпринимательства, упорядочил проверки, однако не все проверяющие органы его соблюдают в полной мере. Это тормозит модернизацию экономики. Ведь наличие неоправданных административных барьеров и высокого контрольно-надзорного давления на участников рынка мешает повышению конкурентоспособности российского бизнеса.

Заместитель председателя комитета РCПП по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров Андрей Варичев сообщил, что конференция «носит экспертный характер — обмен мнениями, оценками и идеями оптимизации работы контрольного блока, а также является началом проекта, цель которого — подготовка предложений президенту и правительству РФ по оптимизации органов и функций контроля и надзора в экономике России в целях повышения эффективности такой деятельности, содействия развитию экономики, снижения расходов государства и бизнеса. Главным экспертом по поручению РСПП выступил Институт государства и права РАН.

Основной доклад комитета РСПП, минэкономразвития и Высшей школы экономики «Контрольно-надзорная деятельность в РФ-2012» демонстрирует, что в целом госконтроль в РФ относительно дешев.

Бюджеты всех уровней оплатили контрольно-надзорные мероприятия на 69 млрд рублей и экспертизы на 1,3 млрд рублей, проведя 2,74 млн проверок юридических лиц и предпринимателей (8,4% от всех зарегистрированных). Лидируют по числу проверок МЧС, Роспотребнадзор, Федеральная налоговая служба, Ростехнадзор, Роструд, МВД и Россельхознадзор. Впрочем, на федеральном уровне при проверках деятельности бизнеса федеральными органами власти (1,2 млн проверок) лишь в 16% выявлены нарушения, представлявшие даже не нанесенный кому-либо нарушением вред, а потенциальную угрозу такого вреда. По существу, мнения и РСПП, и минэкономразвития совпадают в том, что система занята преимущественно безрезультатным надзором в отсутствие системы оценки того, где и что следует искать: ресурсы расходуются вслепую с избыточностью в несколько раз. Это минимизирует эффект и от снижения числа проверок, и от отмечаемого РСПП сокращения в 2012 году административных барьеров со стороны ФНС и ФАС.

В докладе были описаны актуальные системные проблемы исполнения контрольно-надзорных функций органами государственной власти и местного самоуправления. К проблемам можно отнести отсутствие в практике планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий учета вероятности причинения вреда бизнесу, устаревшие требования, непрозрачность требований, отсутствие связи требований при проверках с безопасностью товаров, работ и услуг, дублирование контрольно-надзорных функций, отсутствие единой системы регистрации случаев причинения вреда.

РСПП ежегодно проводит оценку бизнесом деловой среды в России и результаты год за годом демонстрируют лишь незначительные позитивные изменения в сфере экономической деятельности, которые не оказывают никакого влияния на улучшение предпринимательского и инвестиционного климата. В 2013 году совместно с компанией Fleishman-Hillard Vanguard была проведена оценка деловой среды в России за 2012 год. По сравнению с 2011 годом 44% иностранных предпринимателей отметили улучшение, в основном (34%) незначительное, 48% отметили отсутствие изменений, 8% отметили ухудшение климата.

Сравнение с данными 2011 года показало, что доля отмечающих помехи со стороны российских контрольно-надзорных органов стала выше по таким службам, как Федеральная таможенная служба (рост с 33 до 49%), лицензирующие органы (с 31 до 41%), Роспотребнадзор (с 20 до 34%).

Из всего этого можно сделать вывод, что современное состояние контрольно-надзорной системы России не отвечает возросшим потребностям более эффективного государственного управления и экономического развития страны. Кроме того, в последнее время обострилась проблема неисполнения или несвоевременного исполнения решений президента, что в определенной степени обусловлено несовершенством подсистемы государственного контроля.

Несмотря на предпринимаемые государством меры, суммарное негативное влияние на экономику необоснованных административных барьеров и избыточной «опеки» бизнеса со стороны государства не снизилось.

Планируемые меры по созданию «экономической прокуратуры», слиянию отдельных контрольных ведомств, передаче новых «порций» полномочий федеральных контрольно-надзорных органов субъектам Федерации и федеральным министерствам также не представляются системным решением, направленным на улучшение предпринимательского климата. Позитивный потенциал точечной корректировки контрольно-надзорной функции государства по-видимому исчерпан. Сформировалась потребность качественной новации, ориентированной на долгосрочную перспективу.

Какие-то наработки в этом направлении уже есть. Статс-секретарь — заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев представил проект Концепции повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на 2014-2018 годы, в которой в качестве основных направлений повышения эффективности рассматривается необходимость формирования единой правовой основы деятельности контрольно-надзорных органов, учитывающей возможность разделения их функций в сфере контроля, надзора и разрешительной деятельности.

Для формирования единой правовой основы деятельности контрольных и надзорных органов, учитывающей возможность разделения их функций в сфере контроля, надзора и разрешительной деятельности с учетом необходимости решения проблем, нужно провести разработку и принятие федерального закона, кодифицирующего разрозненное регулирование разрешительной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления для законодательного определения разрешительной деятельности и видов полномочий, относящихся к разрешительным (лицензирование, сертификация, государственная регистрация продукции и производственных мощностей, аккредитация, аттестация, учет, внесение в реестр, регистр, кадастр, иные учеты и прочие полномочия).

Предлагается также определить принципы разрешительной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; провести гармонизацию регулирования разрешительной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и контрольно-надзорной деятельности. Планируется также внести в отраслевое законодательство, регламентирующее уже существующие специализированные виды контроля и надзора, отдельных единообразных требований, предусматривающих статистическое наблюдение за состоянием соответствующего вида контроля и механизмов определения его эффективности.

Концепция предусматривает введение единообразных определений формам государственного и негосударственного контроля (контроль за осуществлением делегированных полномочий, ведомственный контроль, производственный контроль).

Нужно провести инвентаризацию всех видов государственного контроля и законодательное закрепление исчерпывающего перечня видов государственного контроля с одновременным запретом на осуществление иных видов контроля органами государственной власти и местного самоуправления.

Федеральная антимонопольная служба разрабатывает основы системного подхода в области регулирования деятельности естественных монополий, который может быть распространен и на сферу государственного регулирования. Сейчас обсуждаются три модели. Это модель функционирования отдельных регуляторов в каждой инфраструктурной отрасли, модель комбинации всех видов регулирования естественных монополий или инфраструктурных отраслей в одном органе и модернизированный вариант существующей системы с более четким распределением полномочий и функций.

Конференция является первым шагом в подготовке консолидированного мнения по оптимизации работы контрольного блока с учетом российских реалий и зарубежных практик. Далее планируется обобщить предложения в несколько направлений для анализа и исследования и по каждому из них провести отдельные заседания в более узком кругу с приглашением экспертов, правоведов, представителей контрольно-надзорного блока.

Пока трудно сказать, какие из предложений по совершенствованию системы РСПП будет представлять президенту и правительству. Но неизбежность в 2014-2015 годах второго раунда дискуссий вокруг системы федеральных органов власти (в продолжение административной реформы) и новой волны обсуждений во власти рациональности действующей базы стандартов и регламентов уже очевидна. Изменений в контрольно-надзорной системе требует создание в 2010 году Таможенного союза.

Казахстан в 2005-2008 годах активно модернизировал сферу контроля и надзора. О чем в своем выступлении рассказал заместитель председателя Агентства РК по делам государственной службы Саян Ахметжанов.

Андрей Евпланов

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*