Убытки пошли на принцип. Условия долгосрочного инвестирования ОЭСР упираются в российское регулирование

Тема «длинного инвестирования» пенсионных денег продолжает обсуждаться профессиональным сообществом, в том числе зарубежным. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала доклад о принципах долгосрочного инвестирования средств институциональными инвесторами. Они носят рекомендательный характер — в первую очередь для стран G20 (в состав которых входит Россия) и для стран—участниц ОЭСР (куда Россия планирует вступить до 2015 года).

Предлагаемые ОЭСР принципы вряд ли удивят новизной экспертное сообщество. В докладе отмечается, что ключевую роль в создании условий для долгосрочного инвестирования играют законодатели и регуляторы — именно поэтому «принципы инвестирования» обращены к ним. Правительствам советуют «поддерживать стабильные макроэкономические условия и проводить заслуживающую доверия монетарную политику». Кроме того, необходимы «прозрачность, понятность и эффективность политики регуляторов». Более конкретным принципом является «пруденциальный надзор»: регулятор должен постоянно следить за обеспеченностью обязательств институциональных инвесторов и предупреждать риски.

Введение пруденциального надзора на российском пенсионном рынке активно обсуждается в правительстве последние несколько месяцев. Более того, уже подготовлен план-график его внедрения: планируется, что к 2017 году он будет распространен на все НПФ, управляющие компании и спецдепозитарии (см. «Ъ» от 20 июня). Проблема в том, что пока не ясно, что должен представлять собой этот надзор. «Еще нет параметров, на которых будет базироваться риск-ориентированный надзор,— говорит замдиректора Института развития социального страхования Дмитрий Алексеев.— Понятно только, что он несколько осложнит работу фондов и компаний, поскольку отчитываться перед регулятором придется намного чаще».

Организация экономического сотрудничества и развития советует также избегать введения и сохранения барьеров в отношении как допуска иностранных инвесторов на внутренний рынок, так и инвестирования в иностранные активы. Впрочем, эксперты считают, что данная рекомендация ОЭСР носит «политический» характер и «глубокого экономического смысла не имеет». Что касается налоговой политики — по мнению ОЭСР, она не должна создавать помех для долгосрочных вложений институциональных инвесторов. «Если говорить о российском рынке, то у нас облагается налогом на прибыль доходность инвестирования пенсионных резервов (формируется в рамках негосударственного пенсионного обеспечения.— «Ъ»), когда она превышает ставку рефинансирования»,— поясняет Дмитрий Алексеев.

Препятствуют долгосрочному инвестированию в России в основном технические причины, в частности обязанность НПФ показывать на конец года положительную доходность. «На определенном этапе инвестирование в какой-либо инфраструктурный проект или вложение в очень хороший актив дает отрицательный результат, нужно предусмотреть возможность для фондов разносить убыток по счетам клиентов»,— указывает председатель совета НПФ «Европейский» Евгений Якушев. Пока же фонды выбирают короткие инструменты, которые дают в потенциале меньшую доходность, однако гарантируют положительный результат.

Возможность разнесения отрицательного финансового результата по счетам клиентов на данный момент обсуждается в правительстве. Но закон, разрешающий это, может быть принят не ранее принятия другого закона — о гарантировании средств пенсионных накоплений. Однако он до сих пор вызывает межведомственные разногласия, в том числе потому, что не определен источник покрытия убытков на пенсионном счете клиента, если он переходит в другой фонд (см. «Ъ» от 29 августа).

Мария Ъ-Яковлева

 

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*