Согласно протоколу заседания, в части предложенных правительству стимулирующих мер говорится и о механизмах торговли «правами на выбросы парниковых газов» для промышленных предприятий. Предложенный механизм расшифровывается. Так, правительство предлагается наделить «правом и обязательством» на регулярной основе (например, раз в пять лет, начиная с 2015 года) устанавливать критерий регулируемых источников (например, для парниковых газов все промышленные источники выбросов углекислого газа объемом 10 тыс. тонн в год и более) и цель по сокращению их выбросов (например, на 5% в течение последующих пяти лет). На этой основе на тот же период могут бесплатно выдаваться разрешения на выбросы в пределах квоты. Для источников выбросов, действующих на основе наилучших доступных технологий или «несущих чрезмерные социальные издержки», предложено «устанавливать исключительные условия безвозмездного наделения тех или иных источников разрешениями в объеме фактической потребности». Сертификаты о выработке энергии на основе возобновляемых источников также относятся к проектным сокращениям выбросов.
Фактический объем эмиссии по всем регулируемым источникам должен ежегодно подтверждаться независимым аудитом. При этом его владелец наделяется правом свободно распоряжаться своими правами на выбросы, за исключением четко регламентированных ограничений, а правительство вправе устанавливать ответственность в виде штрафов за нарушение отчетности и превышения фактических выбросов.
Вместе с этим, если выбросы на конкретном источнике квотируются, его владелец должен быть освобожден от ответственности «по другим нормативным правовым актам, косвенно ограничивающим квотируемые выбросы». Он также должен иметь право на сокращение числа нормируемых веществ, «выбросы и сбросы которых прямо связаны с квотируемыми, и, соответственно, на освобождение от обязанности отчитываться по таким выбросам и сбросам и вносить соответствующую плату за негативное воздействие на окружающую среду».
Хотя авторство этих предложений наверняка принадлежит председателю отраслевого отделений «Деловой России» по развитию бизнеса в сфере экологии Юрию Федорову, его подписи под протоколом заседания рабочей группы нет. Под протоколом, а соответственно, и предложенными регуляторными новациями подписались первый зампред комитета РСПП по экологии Андрей Елинсон, заместитель главы комитета РСПП Юрий Максименко и первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.
Алексей Шаповалов
Отправить ответ