Департамент заинтересован, чтобы в шоу появились бизнесмены с масштабными бизнес-идеями, однако размер субсидирования не станет критерием отбора. В программе хотят видеть общительных, телегеничных и интересных людей. Их бизнес может быть связан как с производством продукции, так и с услугами.
— Интересно увидеть, как одни и те же бизнес-задачи решат, к примеру, владелец пирожковой и производитель табуретов, — говорит Уваров.
Развитие сюжета будет идти естественным путем, без заранее определенного сценария. Жюри из известных бизнесменов, чиновников, экспертов рынка будет оценивать результаты предпринимателей и давать им задания на неделю. Предполагается также интерактив: на сайте телекомпании и в соцсетях зрители смогут голосовать за участников и также давать им бизнес-задания.
По словам Уварова, победители реалити-шоу не получат иного вознаграждения, кроме славы и рекламы. Главная задача передачи — разрушить мифы о том, что открыть свое дело в столице невозможно из-за административных и бюрократических барьеров. Авторы программ должны будут рассказать о том, как герои справляются с трудностями, какие использую стратегии, как бизнес влияет на их личную жизнь. Шоу состоит из 15 выпусков не менее 20 минут и итоговой передачи продолжительностью не менее 40 минут. Предусмотрено проведение как натурных, так и постановочных съемок. По словам Андрея Уварова, идею программы в департаменте придумали сами — не заимствуя у кого-то из российских или зарубежных коллег.
Аналогичный проект — реалити-шоу о 12 начинающих бизнесменах есть в Челябинске. Программа создана под патронатом губернатора Челябинской области, она называется «Просто бизнес» и идет по региональному ТВ. Существенная разница в том, что участники не являются получателями госсубсидий, а борются за инвестиционный пакет в 3 млн рублей.
Автор челябинской программы Наталья Подкорытова рассказала «Известиям», что на съемку 11 серий потратили 2,5 млн рублей.
— Эта сумма включает и съемку, и логистику, и организацию мастер-классов, — говорит собеседница издания. — Около 30–40% затрат — это съемки. Многое мы получили безвозмездно, например аудитории для мастер-классов.
По ее словам, затраты зависят от масштабов шоу — участников можно вывозить на тренинги на Валдай, а можно в Лондон, но шоу от этого лучше не станет.
По мнению вице-президента общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Владлена Максимова, подобные телепроекты не могут показать реальную ситуацию в малом и среднем бизнесе. И скорее всего, они не будут выглядеть убедительно для тех, кто знает ситуацию не понаслышке.
— Снять, как бизнесмен регистрирует компанию, становится на учет в налоговую, арендует склад или офис — просто, — объясняет эксперт. — А вот покажут ли снятый скрытой камерой визит пожарного инспектора, вымогающего взятку? Или как предприниматель подбирает персонал из иностранных граждан?
Также Максимов высказал сомнение, что в программах расскажут, как за 2 тыс. рублей в день продаются торговые места на столичных ярмарках выходного дня, хотя по указу мэра они должны быть бесплатными.
— К нам предприниматели очень часто обращаются с жалобами на это, — говорит Максимов.
Ежегодно заявки на получение субсидий в столице отправляют сотни бизнесменов, деньги выделяются по трем программам: до 500 тыс. рублей — на начало своего дела, до 5 млн — на компенсацию лизинговых платежей и до 5 млн — на компенсацию части процентов по кредитам. В 2013 году правительство Москвы при поддержке федерального бюджета запланировало потратить на субсидии для бизнесменов более 1 млрд рублей.
Анна Лялякина, Анастасия Дуленкова
Отправить ответ