Как сообщил «РБГ» директор департамента оценки регулирующего воздействия минэкономразвития Вадим Живулин, законопроектом предусматривается закрепление обязательности проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Для чего необходимо проводить ОРВ теперь и в регионах? В минэкономразвития сообщили, что цель оценки — выявить положения, которые создают административные барьеры, вводят избыточные обязанности, запреты и ограничения для бизнеса, а также влекут необоснованные расходы предпринимателей, бюджетов различных уровней.
Согласно документу, порядок проведения ОРВ будет определяться региональными нормативными актами. Однако, чтобы были сформированы единообразные и унифицированные подходы к внедрению ОРВ в регионах, методическое обеспечение по проведению этой оценки и экспертизы нормативных правовых актов будет подготовлено минэкономразвития.
В министерстве подтвердили, что методические рекомендации уже разработаны и направлены в регионы. Кроме того, подготовлено типовое Соглашение с территориями о взаимодействии при проведении ОРВ, которые предусматривают ряд взаимных требований по выработке и соблюдению единых стандартов внедрения ОРВ. Как сообщил «РБГ» Вадим Живулин, такие соглашения уже заключены с правительствами Свердловской и Вологодской областей, Республики Бурятия. Аналогичные соглашения готовятся к подписанию еще с 8 регионами.
— На самом деле уже и сейчас во многих регионах подобный экспертный фильтр применяется, — считает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. — Методические рекомендации о том, как лучше осуществлять такую процедуру, были утверждены приказом минэкономразвития еще в сентябре. Активную роль в этом процессе играют и сообщества деловых предпринимателей. Поэтому для субъектов РФ, еще не применяющих оценку регулирующего воздействия в своей законодательной практике, можно составить библиотеку лучшей практики и учесть опыт чужих региональных ошибок в этом вопросе.
По словам Вадима Живулина, проект по продвижению института ОРВ в регионы России является одним из приоритетов минэкономразвития на 2013 год. В связи с этим планируется серия выездных обучающих мероприятий в федеральных округах, чтобы передать опыт государственным служащим, представителям других заинтересованных групп по использованию преимуществ новых подходов к нормо творчеству.
Как будут оцениваться законопроекты на предмет излишних запретов?
Председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Павел Гагарин считает, что эффективность оценки законопроектов на предмет запретов — под большим вопросом.
Эксперт объясняет это тем, что запреты формируются не во время подготовки законопроекта, а в процессе создания правоприменительной практики по нему. «И ликвидировать запреты — это все равно что бороться с ветряными мельницами, — полагает Павел Гагарин. — Посудите, ведь можно, допустим, разработать некий антирейдерский закон, но им будут пользоваться как рейдеры, так и их жертвы, ведь при отъеме собственности стороны нередко объявляют рейдерами друг друга. Так что сам по себе законопроект о выявлении лишних запретов толком ничего не решит, судя по всему, он имеет в значительной степени декларативный характер. И в том сыром виде, в каком он находится сейчас, вряд ли он будет принят. Кроме этого, не просматриваются эффективные механизмы по исполнению этого закона. Или будет, как у Булгакова в «Записках на манжетах»: человека назначают в комиссию по проверке деятельности его самого, в которой этот самый человек и состоит.
С экспертом готова поспорить управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес-проектам» Ольга Пономарева. По ее мнению, критерии оценки в законопроекте разработаны детально, описывают весь «жизненный путь» законопроекта. «В частности, применяют следующие критерии: какую значимую проблему сможет решить нормативный акт, каковы его цели и как они будут достигаться, выгоды и издержки, к которым приведет законопроект, какие социальные группы населения он затронет, период его действия, механизмы оценки эффективности нормативного акта, — отмечает Ольга Пономарева. — По итогам оценки законопроекта выдается заключение. Заслуживать внимания будет тот законопроект, который будет содержать в себе более эффективное и менее затратное для бюджета решение проблемы. Предлагаемый документ вносит поправки, которые добавляют этому процессу оценки больше публичности и открытости, он рассчитан на диалог разработчиков законопроекта с «практиками», с теми, кто непосредственно будет жить и работать по этому законопроекту».
В документе было обнаружено лишь одно явное упущение. Согласно сопровождающему его финансово-экономическому обоснованию, законопроект «не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета». Притом в тексте самого законопроекта возникают обязательства уполномоченного федерального органа исполнительной власти (на самом деле — это минэкономразвития) осуществлять достаточно высококвалифицированную, профессиональную деятельность по методическому обеспечению внедрения процедуры оценки регулирующего воздействия в регионах. А это, по мнению Владимира Климанова, не что иное, как финансирование деятельности чиновников или даже аутсорсинг научных работ именно из федерального бюджета. В связи с этим эксперт опасается, что это может вызвать малопрогнозируемый негативный отклик в связи с появлением еще одной обязательной, но мало воспринимаемой региональными и муниципальными чиновниками как необходимой процедуры.
Ольга Бухарова
Отправить ответ