Государство «должно уходить из сфер, где более эффективен бизнес», в том числе и для усиления инвестиционной привлекательности страны, заявил вчера на экономическом форуме в Сочи премьер-министр Дмитрий Медведев. «Опора на государственный спрос и бюджетные методы поддержки, конъюнктуру внешних рынков не может больше быть единственным источником устойчивого экономического роста»,— констатировал он.
Подчеркнув необходимость структурных изменений экономики (институциональные реформы в последнее время — теряющий популярность лозунг в Белом доме и Кремле), Дмитрий Медведев поставил под сомнение эффективность практически всей экономической политики, проводимой Белым домом все последние годы. «Замедление экономической активности связано еще и с тем, что увеличение производства происходит в основном за счет только государственного сектора»,— вскрыл он издержки проводимой политики. «Крупные инвестпроекты с участием государства», расширение субсидирования «сельского хозяйства, особенно с учетом погодных условий, и субсидирование целого ряда других отраслей» — все эти меры, которыми власть стимулировала в последние годы экономику, как выяснилось, привели чуть ли не к обратному эффекту. «Такая модель, даже при кажущейся надежности, чревата нулевыми темпами роста»,— признал премьер, добавив, что смена модели может сопровождаться и изменениями в структуре исполнительной власти.
Правительственный консенсус по этому поводу выглядел просто на удивление цельным. Россия «избалована» мегапроектами, которые осуществляются на госсредства, поставил диагноз происходящему первый вице-премьер Игорь Шувалов. А потому, по его мнению, надо их «притормозить», дать обществу возможность осознать их ценность и «ощутить, насколько и когда нужно тратить государству». Крупные госинвестиции рискованны, поддержал коллег по кабинету вице-премьер Аркадий Дворкович. В первую очередь его тревожат проекты реконструкции БАМа, Транссиба и строительство высокоскоростной магистрали Москва—Казань на средства Фонда национального благосостояния. Решение финансировать эти проекты принимались президентом и правительством во время подготовки проекта федерального бюджета на 2014-2016 годы, но правила использования средств ФНБ в Белом доме все еще не определены, кроме одного: они должны предоставляться на возвратной основе. Аркадий Дворкович предупредил, что деньги могут и не вернуться в ФНБ. «Любой из этих проектов — это серьезный риск, деньги могут не вернуться, особенно в бюджет, особенно в Фонд национального благосостояния»,— подчеркнул вице-премьер, добавив, что если такое произойдет, свои места могут потерять многие руководители, в том числе и он.
Главную проблему госинвестиций назвал министр финансов Антон Силуанов — многократный рост стоимости проектов после их утверждения. Нет четкой ответственности за то, что крупный проект может подорожать в 2-3 раза, подчеркнул он. Например, проект скоростной железнодорожной магистрали Москва—Казань подорожал на 140 млрд руб., еще не начав строиться. Риски этого проекта связаны с неточной оценкой пассажиропотока, пояснил министр экономики Алексей Улюкаев, заставив участников форума задаться вопросом, с чем может быть связан рост стоимости остальных масштабных проектов. Впрочем, по признанию Антона Силуанова, и в мировой практике 9 из 10 крупных инфраструктурных превышают свою первоначальную сметную стоимость. «У нас примерно такая же пропорция»,— сообщил министр.
Вчера же Дмитрий Медведев вместе с главой «Роснефти» Игорем Сечиным продемонстрировали на конкретном примере, как должен вести себя бизнес, чтобы разделить заботу государства об инвестиционной привлекательности страны. Премьер-министр попросил главу «Роснефти» выкупить долю миноритарных акционеров в ТНК-ВР, чего они давно и, в общем, безуспешно добивались. И прямо на сцене Игорь Сечин, «несмотря на отсутствие с юридической стороны обязанности по выкупу этих долей», тут же пообещал это сделать. Да еще и с премией. «Мы предлагаем принять за основу средневзвешенные цены на основе биржевых котировок за последние 18 месяцев. Этот период учтет стоимость акций до начала объявления ВР о выходе из этого актива, учтет падения и рост, и он будет отражать справедливую цену этих акций. Как нам представляется, премия к текущим котировкам составит от 20% до 30%»,— сказал господин Сечин. Уже через 15 минут он объявил собравшимся, что акции Роснефти выросли на 0,61% при падении рынка на 0,7%: новый экономический курс показал свою эффективность сразу.
На этом приятном фоне премьер-министр пообещал подумать над просьбами других представителей бизнеса, которые, не вполне понимая специфику момента, традиционно чего-то хотели от государства. Так, вечером на встрече премьер-министра с деловыми кругами глава «Интерроса» Владимир Потанин обратился к премьер-министру с просьбой продлить льготу по налогу на имущество для олимпийских объектов. По его мнению, льготы должны действовать около 10-15 лет и быть равными для всех. Владимир Потанин предлагал подкорректировать и деятельность самой госмашины — исполнительные органы власти, по его мнению, должны нести материальную ответственность за некорректные предписания бизнесу. «Обдумать» эти предложения Дмитрий Медведев обещал — так же, как и сообщение главы «Газпрома» Алексея Миллера о том, что состояние инвестклимата в регионах напрямую связано с софинансированием программы газификации. Такую программу «Газпрому» пришлось сократить в 9 регионах — в том числе в Архангельской, Брянской и Новосибирской областях. «Газпрому» обещано специальное совещание в Белом Доме по проблемам долгов — вероятно, такой уж бескомпромиссной смены курса, отказа от госстимулирования экономики и радикального поворота в сторону частного бизнеса в ближайшие дни (равно как и недели) ждать все-таки не стоит.
Петр Ъ-Нетреба, Сочи
Отправить ответ