Первую версию пакета законопроектов по страховым пенсиям, по продлению выбора вариантов накопительной пенсионной стратегии, а также документ о специальной оценке условий труда ведомство Максима Топилина представило в начале лета. Как сообщал сам министр труда Топилин, внести его в Госдуму планируется в осеннюю сессию. Однако пока на этапе согласования с правительством ход законопроектов буксует — в то время как вступить в силу они, за исключением отдельных положений, должны уже с 1 января 2014 года.
На прошлой неделе Минэкономразвития представило свою оценку законопроекту — по результатам Министерству труда и социальной защиты придется основательно потрудиться, чтобы успеть его переработать и при этом уложиться в сроки. А пропустить дедлайн нельзя: поручение заняться разработкой законопроекта дал президент Владимир Путин.
Сегодня законодательство предусматривает несколько процедур исследования условий труда на вредном производстве: аттестация рабочих мест, по результатам которой высчитываются бонусы работникам (сокращенный рабочий день, продолжительность отпуска, повышенная зарплата и другие гарантии), госэкспертиза, работа сертифицирующих организаций. Все эти процессы должны быть трансформированы в одну систему.
В рамках предложений Минтруда планируется провести тотальную «ревизию» рабочих мест: из списка вредных профессий исключат тех, кто в нем необоснованно, — например, офисных работников, библиотекарей и других. Это должно освободить бизнес от необходимости платить в ПФР неоправданно высокие платежи за работников, лишь номинально числящихся на вредном производстве. Кроме того, по новым правилам проходить оценку условий труда будут только те компании, где они действительно вредные.
— Революционные и прогрессивные — так охарактеризовала поправки Минтруда член президиума «Опоры России» Марина Блудян. — Зачем проверять офисы, банки, госучреждения и аттестовать каждое рабочее место?
Минэкономразвития в своем отзыве отметило, что критерии определения вредности прописаны очень нечетко. В частности, не затронуты вопросы гигиенической оценки условий труда и их нормативы, никак не оговариваются критерии оценки травмоопасности и эффективности защиты. Соответственно, нельзя будет и оценить, как работодатель занимается предотвращением аварийных ситуаций и составлением инструкций по охране труда, а также расследует уже произошедшие несчастные случаи.
— По действующему законодательству от работника, задействованного на вредном производстве, можно просто «откупиться» надбавками. Минтруда же хочет эту надбавку сократить, но зато высвобожденные средства пойдут на покупку средств защиты и общее усовершенствование технологического процесса, — поясняет Блудян.
Всего департамент оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития насчитал 12 понятий, не раскрытых в законопроекте: не указан порядок обжалования результатов специальной оценки труда со стороны работника в досудебном порядке, нет правил обжалования работодателем заключений аттестационной организацией и т.д.
В оценке регулирующего воздействия Минэкономразвития даже предлагает собственную трактовку понятия критерия оценки труда: это признак, который должен характеризовать отклонение значений факторов производственной среды и трудового процесса от нормативов, а класс условий труда должен определяться как показатель, который, исходя из критерия, устанавливает величину уровня воздействия на организм человека по вредности и опасности.
Кроме того, по логике предложенного Минтруда законопроекта, даже незначительные изменения технологического процесса, в том числе связанные с заменой оборудования, должны повлечь за собой необходимость внеплановой оценки условий труда — на это тоже обращает Минэкономразвития. Вопросы вызвали и требования к самим аттестационным структурам, а также порядок урегулирования их разногласий с представителями бизнеса.
— Требование обязательности измерения ионизирующего излучения не только не обосновано, так как рабочие места, требующие его измерения, встречаются крайне редко, но и влечет дополнительные расходы организаций, претендующих на право оказания услуг специальной оценки, — считают в ООО «Магаданский региональный центр охраны труда» (МРЦОТ). По оценкам компании, разовые затраты для каждой составят 530 тыс. рублей, для всех — 449 млн рублей. МРЦОТ предложил исключить из списка обязательных факторы, которые заказчик услуги не заявляет или заявляет крайне редко.
Необоснованные издержки могут понести и работодатели.
— В настоящее время стоимость аттестации одного рабочего места для предприятия малого бизнеса составляет от 1 тыс. до 3 тыс. рублей, в то время как, по экспертным оценкам, стоимость процедуры специальной оценки условий труда с участием учреждений Роспотребнадзора увеличится до 15–20 тыс. рублей, — заявили в «Опоре России».
— Учитывая, что законопроект предполагает передачу полномочий по осуществлению оценки условий труда от государственных структур к частным, очевидным барьером для его утверждения станет отсутствие прозрачных и понятных процедур аккредитации и регулирования деятельности предприятий в области оценки условий труда, — говорит ведущий консультант по финансам «Нексиа Пачоли Консалтинг» Андрей Коровенков. По его словам, без устранения замечаний к ключевым положениям судьба этого документа выглядит весьма сомнительно.
Мария Кунле
Отправить ответ