«Карты» разрабатывали рабочие группы при Агентстве стратегических инициатив (АСИ), утверждает их правительство, а исполняют профильные ведомства. Цель реформ – поднять Россию в рейтинге Doing Business со 120-го места в 2011 г. на 20-е место в 2018 г. Такую задачу перед правительством поставил президент Владимир Путин. В рейтинге за прошлый год Россия заняла 112-е место.
По данным Минэкономразвития, хуже всего ведомства исполняют «карты» по развитию конкуренции, упрощению процедуры регистрации предприятий и снижению административных барьеров в строительстве. Бизнес оценивает результаты неоднозначно, признал министр экономического развития Алексей Улюкаев. Например, ФТС утверждает, что время оформления грузов на границе сократилось с 80 до 40 минут, но 20% предпринимателей жалуются, что проводят в очередях на границе больше суток. Однако есть и неоспоримые успехи, сказал Улюкаев: в Москве число разрешительных процедур в строительстве уменьшилось с 42 до 12.
Ведомства подходят к исполнению «дорожных карт» формально – разрабатывают нормативный акт, который не решает проблем, пожаловался премьеру гендиректор АСИ Андрей Никитин. Некоторые ведомства вовсе отказываются выполнять «дорожные карты», хотя ранее согласовали их. «Это какие органы?» – поинтересовался Медведев. Минфин не исполняет ключевой пункт «дорожной карты» поддержки экспорта, привел пример Никитин.
Речь идет об отмене валютного регулирования и контроля, включая оформление паспорта сделки, при экспорте несырьевых товаров, объясняет директор АСИ по направлению «Новый бизнес» Артем Аветисян. Позиция Минфина – барьеров нет, но бизнес с ними сталкивается, утверждает он: например, экспортер уплачивает государству пени за каждый день просрочки репатриации выручки и штраф до 100% от выручки, не поступившей от нерезидента.
Пример формального подхода – Федеральная служба по тарифам (ФСТ) должна была разработать проект нормативного акта, обязывающий власти регионов утверждать тарифы на технологическое присоединение для всех категорий потребителей, говорит Аветисян: вместо этого ФСТ сообщила в АСИ, что с прошлого года действуют утвержденные службой рекомендации по определению размера платы за техприсоединение к сетям.
Представитель Минфина не смог вчера вечером предоставить комментарий. С представителем ФСТ связаться не удалось.
«Это недопустимо, пришлите мне информацию, я разберусь», – обратился Медведев к Никитину. Из-за некоторых ведомств реализация «дорожных карт» затягивается, но то, что уже сделано, – большой шаг вперед, отмечает Аветисян.
«Карты» АСИ …
Правительство уже утвердило девять «дорожных карт»: подключение к энергосетям, сокращение барьеров в таможне и строительстве, регистрация собственности и предприятий, развитие конкуренции, поддержка экспорта, доступ к закупкам монополий, качество госрегулирования. еще четыре «карты» в разработке.
Максим Товкайло
Отправить ответ