Дмитрий Медведев подписал «дорожную карту», разработанную представителями бизнеса под эгидой Агентства стратегических инициатив (АСИ), по упрощению доступа малых и средних компаний к закупкам компаний с госучастием, попадающих под действие федерального закона 223. Согласно документу, к 2018 году малый бизнес должен получить не менее четверти от этого объема (против 10% сейчас). При расчете этой квоты будут учитываться только прямые договоры с заказчиком или субподряды первого уровня. «Это серьезные первые шаги по расширению доступа малого бизнеса к закупкам госкомпаний,— заявил «Ъ» глава рабочей группы по разработке карты Сергей Фахретдинов.— Исходя из объема закупок госкомпаний в 7 трлн руб., доля малого бизнеса может быть существенной, вопрос только в том, как госкомпании будут это исполнять».
Как рассказал «Ъ» замглавы Минэкономики Владимир Симоненко, министерство к октябрю разработает постановление правительства, которое будет основополагающим документом при реализации дорожной карты. В нем будут установлены особенности закупок компаний с госучастием у малого и среднего бизнеса. Господин Симоненко не исключил, что для малого и среднего бизнеса будет установлен режим спецторгов, как в федеральном законе (ФЗ) 94 о госзакупках, то есть некоторые виды товаров можно будет закупать только у малого бизнеса. Кроме того, Минэкономики полагает нецелесообразным ведение реестра малых предприятий и предлагает сохранить заявительный порядок, как в ФЗ-94. Говоря о соблюдении квот, господин Симоненко заметил, что речь о санкциях для закупщиков пока не идет: «Главное не цифра, а главное — прописать прозрачные процедуры, с помощью которых малый бизнес мог бы участвовать в таких тендерах».
Принятие «дорожной карты» проходило довольно сложно: она была одобрена на наблюдательном совете АСИ в ноябре 2012 года, но дважды возвращалась на доработку, в частности из-за претензий Федеральной таможенной службы. Крупные компании отнеслись к механизму квотирования неоднозначно. Так, тема участия малого и среднего бизнеса в закупках поднималась на майском заседании совета по прозрачности «Росатома», и одним из ключевых вопросов было то, за счет чего можно в перспективе увеличить долю закупок у малого бизнеса. По данным госкорпорации, в 2012 году из общего объема закупок «Росатома» (672 млрд руб.) в денежном выражении 54% составили «крупные» закупки (строительство энергоблоков, обращение с радиоактивными отходами, поставка высокотехнологичного оборудования). Еще 41% — «прочие закупки», в том числе связанные с оборонной тематикой, строительством за рубежом и так далее. И лишь 6% (38,2 млрд руб.) пришлось на закупки для административно-хозяйственной деятельности, где, скорее всего, могут участвовать малый и средний бизнес. Также отмечалось, что закупки «Росатома» часто предполагают наличие специальных лицензий у поставщика, а участие предприятий малого и среднего бизнеса увеличит количество договоров и затруднит контроль за их исполнением.
Сама идея дорожной карты» о поддержке и развитии малого бизнеса позитивна,— полагает исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский.— Но сейчас в «карте» заложен механизм понуждения, когда заказчики должны выделить квоты для малого бизнеса». Идея крупного бизнеса при обсуждении в рабочей группе заключалась в том, что надо не квотировать, а стимулировать привлечение малого бизнеса к корпоративному заказу, причем именно производственного бизнеса, а не компаний «купи-продай». Впрочем, как Владимир Симоненко, так и представители рабочей группы заявили, что «дорожная карта» вполне может быть изменена. Кроме того, для эффективного мониторинга исполнения карты необходимо, чтобы госкомпании сообщили данные о заключении контрактов с малым бизнесом. «Мы готовы постепенно адаптировать «карту» в зависимости от результатов ее реализации, в том числе по итогам опросов предпринимателей, главное — начать делать»,— заявил Александр Пироженко из АСИ.
Юрий Ъ-Барсуков
Отправить ответ