Инициировал встречу господин Медведев, предложивший «поговорить в целом о развитии экономики на ближайшую перспективу с учетом сформировавшихся трендов». Господин Путин идею поддержал. «Давайте, может быть, на выезде это сделаем»,— согласился он.
Совместные решения
Список вопросов, согласование которых между Кремлем и Белым домом можно назвать проблемным, достаточно широк. Это прежде всего дискуссия последних месяцев об источниках экономического роста и его поддержке за счет масштабных госинвестиций или смягчения монетарной политики; вопросы корректировки бюджета и уже принятых госпрограмм, на которые не хватает средств; расширение приватизации; решение вопроса о допуске компаний ТЭК на шельф. Есть и персональные вопросы: кто займет пост уходящего из АП в Центробанк экономического помощника президента Эльвиры Набиуллиной.
Но в первую очередь будет обсуждаться макроэкономика — повестку встречи формирует госпожа Набиуллина, рассказал «Ъ» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Мировая конъюнктура чревата новыми угрозами, какими — неизвестно, на пять экспертов десять мнений. Нужно понять, требуется ли корректировка экономической стратегии»,— пояснил он, добавив, что «обсуждение с экспертами планируется в широком контексте». Господин Песков подчеркнул, что, хотя «никакой дискоординации между администрацией президента и правительством нет, вопросы, которые требуют согласования, также могут быть подняты».
Поручение правительству «с привлечением экспертов подготовить предложения» уже отдано, рассказал вчера президенту Дмитрий Медведев. По итогам вчерашнего оперативного совещания в Минэкономики «Ъ» сообщили, что в подготовке будущей (у нее пока нет даже ориентировочной даты) встречи участвует замглавы ведомства Андрей Клепач. Но «повестку собирают в Кремле», и влиять на нее или на состав экспертов в ведомстве не рассчитывают.
Формирование повестки в Кремле может политически укрепить решения, обоснованные неназванными правительственными экспертами, а также поддержать Дмитрия Медведева в ходе его первого отчета о деятельности правительства Госдуме (оно состоится 17 апреля). Вчера Владимир Путин напутствовал премьера: «Уверен, что правительству удастся, опираясь на большинство в Госдуме, найти оптимальные решения».
Напомним, что правительство накануне отчета на Охотном ряду критиковали со всех сторон. В «Единой России» и ЛДПР резко высказывались о министре образования Дмитрии Ливанове. А представитель «Общероссийского народного фронта» Владимир Гутенев вчера даже пожаловался, что «вопросы, поступившие от депутатов-«фронтовиков» (входят во фракцию «Единая Россия».— «Ъ»), не вошли в перечень задаваемых Дмитрию Медведеву во время отчета». «Мы оцениваем работу правительства неудовлетворительно и ставим в политическом плане вопрос о недоверии»,— пояснил «Ъ» позицию коммунистов секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев после вчерашнего заседания фракции. Решение о запуске юридической процедуры вотума (см. «Ъ» от 15 апреля) пока не принято. «Неудовлетворительную оценку правительству дают и справороссы, но радикальные меры фракция не обсуждала»,— сказал «Ъ» заместитель руководителя фракции Михаил Емельянов. Вчера депутат от «Справедливой России» Александр Агеев также подверг критике господина Ливанова и подчеркнул, что «речь, видимо, должна уже идти не только о министре образования, а в целом о работоспособности правительства, премьер-министра».
Теперь, видимо, такие вопросы ставиться в Думе не будут совсем. Источники «Ъ» в администрации президента отмечают, что проведение большой экономической встречи выгодно и Кремлю, и правительству. «Встреча предусматривает совместное принятие решений, которые будут согласованы всеми сторонами в короткие сроки, без затяжек,— говорит собеседник «Ъ».— Учитывая остроту проблемы, мы крайне заинтересованы в обмене мнениями». Формат, по его словам, удобен и кабинету министров: «Ответственность за принимаемые решения будет разделена. Это исключит понятие «виноватых», если решение со временем себя не оправдает».
Общие угрозы
Еще 9 апреля на коллегии Минфина Дмитрий Медведев призвал чиновников экономблока правительства «провести серьезный анализ тренда (замедления темпов роста ВВП и сокращения промпроизводства в январе—феврале 2013 года)». Возможных диагнозов два, и они неоднократно ставились как правительственными, так и независимыми экономистами. Первый, на котором настаивают в Минэкономики, заключается в циклическом замедлении роста. Второй (его ставят в Минфине и ЦБ) требует структурных мер, развития конкуренции, укрепления институтов и поддерживается выводами о том, что экономика уже на максимуме эффективной загрузки мощностей и занятности.
Владимиру Путину, судя по его замечаниям, ближе первый диагноз — он говорит о вероятном кризисе в РФ, ссылаясь на последствия мирового кризиса. «Так было и в 2008 году, и сейчас мы то же самое наблюдаем»,— сказал президент, де-факто санкционировав использование «наработанных ранее механизмов выхода из кризиса». Владимир Путин считает, что «в отличие от наших друзей и партнеров» экономика РФ «демонстрирует жизнеспособность и возможности дальнейшего развития»: он дважды указал на «ростки» в добывающем секторе.
При этом если восстановление экономики зоны евро, как считают во Всемирном банке (ВБ), действительно откладывается, то оживление экономики США и особенно стран Юго-Восточной Азии набирает темпы, и мировая экономика в этом году ускорится. Сергей Улатов из представительства ВБ в РФ замечает, что замедление в России лишь отчасти объясняется сокращением внешнего спроса в середине 2012 года: «Оно сказывается на экономике РФ с лагом в полгода. Мы рассчитывали, что уже в первом квартале активность в РФ будет улучшаться, но, видимо, проявился эффект инерции». Он убежден: «Замедление внутреннего спроса мало объясняется внешними трендами, учитывая текущий высокий уровень кредитной активности, темпы роста денежной массы, стабильность процентных ставок и неухудшающийся доступ компаний к финансированию,— ограничений ликвидности не было». Александр Морозов из HSBC также уверен, что «кризисный» диагноз неверен — все дело в ограничениях спроса со стороны компаний, а «низкие темпы роста адекватны текущей модели». Их выводы доказывают и расчеты Центра развития ВШЭ (см. график). Снижающаяся рентабельность компаний при средней по экономике загрузке мощностей в 79% и использовании рабочей силы в 87% свидетельствуют «о ресурсных ограничениях для экстенсивного роста и о минимизации возможности безынфляционного роста выпуска при условии роста спроса», на который ставят защитники монетарного смягчения.
Косвенным подтверждением тому, что диагноз Минэкономики неверен, стали и опубликованные вчера данные Росстата о промпроизводстве в марте, фиксирующие резкое ускорение его роста до 2,6% в годовом выражении и нулевой рост в первом квартале — ведомство ожидало падения и стагнации лишь во втором квартале. Вместе с тем продолжается ухудшение состояния производства инвестиционных товаров. Вопрос стимулирования инвестиций остается основным как для защитников антициклической политики, так и для их оппонентов. Первые (Минэкономики) традиционно говорят о необходимом росте госинвестиций в крупные инфраструктурные проекты, вторые убеждены, что их эффективность в РФ традиционно крайне низка.
Однако давление на Минфин с целью использовать для госинвестиций средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) растет. Первый вице-премьер Игорь Шувалов не исключал, что объем денег ФНБ, который может ежегодно тратиться на крупные проекты, возможно, вырастет с 100 млрд до 500 млрд руб. «Если ФНБ создан для решения пенсионных проблем, то инвестиции из него должны давать очень хорошую отдачу. Но финансовая отдача от госинвестиций в мегапроекты крайне неопределенна, и мы, рискуя деньгами пенсионеров, должны инвестировать в низкорисковые проекты»,— говорит Александр Морозов, предлагая инвестировать в «узкие места» — такие как дорожная инфраструктура: таких проектов много, они экономически более эффективны и требуют меньше денег.
Однако, несмотря на аргументы ЦБ и Минфина, совещание АП, Белого дома и экспертов, вероятно, поддержит контрциклические меры — как их уже поддержал Владимир Путин. Это, в свою очередь, обеспечит рывок роста — однако разгонит инфляцию и отложит решение структурных проблем экономики РФ еще на один политический цикл, что при реальном ухудшении внешней конъюнктуры сведет на нет весь эффект от такого рывка.
Алексей Шаповалов, Олег Сапожков, Максим Иванов, Иван Сафронов
Отправить ответ