Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов считает крайне принципиальным тот факт, что впервые президент заговорил о фискальной системе страны с точки зрения общей конкурентоспособности нашей страны. «Ведь сейчас мы действительно проигрываем нашим партнерам по Таможенному союзу, а заодно нашим прямым конкурентам за инвестиции, Белоруссии и Казахстану как по удобству налоговой системы, так и по общей фискальной нагрузке на бизнес, — говорит он. — Само признание факта конкуренции юрисдикций означает, что нас ждут изменения в определенном ключе». Их контуры президент тоже обозначил в своем Бюджетном послании. И прежде всего тут важен тот факт, что Владимир Путин признал, что дальнейшие попытки решить проблемы пенсионной системы за счет повышения фискальной нагрузки на бизнес — бесперспективны. Он прямо указал на то, что подобные меры ведут к подавлению предпринимательской активности и экономического роста.
Бизнес-омбудсмен надеется, что больше правительство не будет играть со ставками социальных страховых взносов, что для индивидуальных предпринимателей, что для малого бизнеса, что для любого другого. «Это уже позитивный сигнал для бизнеса. Значит, на ближайшие лет пять есть четкие неизменные правила игры в налоговом поле. Но это только начало пути. Логика подсказывает и дальнейшие шаги в этом направлении.
Снижение налогов на бизнес, на процесс производства, введение патентной системы для малого бизнеса приведет не к выпадающим доходам бюджета, а, напротив, к росту отчислений в него за счет выхода бизнеса из тени и роста налогооблагаемой базы», — уверен Борис Титов.
Четкие правила игры необходимы и регионам, и муниципалитетам. По словам президента, субъекты должны получить возможность планировать свою работу, исходя из понятного объема софинансирования со стороны федерального бюджета. Он напомнил, что со следующего года все регионы должны будут принимать бюджеты на трехлетний период. Президент считает необходимым введение постоянного мониторинга финансового положения субъектов РФ и муниципалитетов. «Полагаю, что нам необходимо обеспечить постоянный мониторинг финансового положения субъектов Федерации и муниципальных образований, включая такие базовые показатели, как изменения основных параметров их бюджетов, структуры расходов государственного и муниципального долга», — сказал он.
Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов напоминает, что минфин уже несколько лет проводит мониторинг оценки качества финансового управления в регионах. Кроме того, высокодотационные регионы отправляют на экспертное заключение проекты своих бюджетов и заключают специальные соглашения с минфином. «Поэтому для регионов не будет чем-то новым узнать свое финансовое положение и получить оценку тому, как осуществляется управление региональными финансами, — говорит он. — Другой вопрос — насколько действенными и значимыми будут меры к тем, кто отличается по данным показателям в худшую сторону. Пока статьи Бюджетного кодекса о введении временной финансовой администрации практически не применялись».
Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики, считает ситуацию с долгами регионов очень серьезной. «В большей части это связано с «навешиванием» на них социальных обязательств, — отмечает она. — По моим подсчетам, федеральными трансфертами покрывается не более 20% этих вынужденных региональных расходов. Поэтому бюджеты регионов залезают в долги. Ряд регионов в связи с этим проводит политику жестокой экономии социальных расходов. К примеру, в Санкт-Петербурге максимально урезаны бюджетные расходы на здравоохранение и образование».
Откуда регионам изыскивать необходимые средства, Зубаревич сказать затрудняется. По ее наблюдениям, доходы у субъектов РФ растут слабо — по итогам 2012 года они выросли только на 5%. И только за счет тех территорий, которые живут на федеральных дотациях. У сильных регионов роста доходов не наблюдается. «Скорее всего, ситуация не изменится и со следующего года, когда все регионы будут принимать трехлетние бюджеты, так как потребуется постоянная корректировка его параметров», — считает она.
Чтобы решить проблему, Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), предлагает расширять налоговую базу органов местного самоуправления, большинство из которых находится сегодня в условиях жестких финансовых ограничений (основная часть налогов идет в федеральный и региональные бюджеты). «Это прежде всего передача налогов от малого бизнеса на местный уровень, о чем говорится уже много лет, но с мертвой точки ситуация не сдвигается, — подчеркивает он. — Нужно создавать стимулы для того, чтобы местное самоуправление развивало свою собственную финансовую базу на основе стимулирования развития частной инициативы».
Наталья Барановская , Ольга Бухарова
Отправить ответ