Госзакупки впишут в госграницы. Чиновники смогут покупать только технику из России и Белоруссии

Вчера Минпромторг опубликовал проект постановления правительства, которое установит «дополнительные требования» к заказам на поставки «автомобильной техники для государственных и муниципальных нужд». Сейчас проект проходит общественную экспертизу, которая завершится 16 февраля. Министерство предлагает ограничить госзакупки легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, дорожных тягачей и спецавтомобилей только техникой, которая «была полностью произведена или подвергнута достаточной обработке» в России и Белоруссии. Из документа следует, что новые требования будут действовать до конца 2014 года. Они не коснутся только «товаров и их аналогов, производство которых отсутствует на территории» союзного государства. Минпромторг должен разработать и утвердить список такой техники в течение месяца после официальной публикации постановления.

В Минпромторге пояснили «Ъ», что срок действия новой меры ограничен 2014 годом, поскольку «сейчас соглашения о госзакупках техники внутреннего производства действует только с Белоруссией, но с 2014 года они вступит в силу и с Казахстаном». После этого новые ограничения начнут действовать на всей территории Единого экономического пространства (ЕЭП).

В пояснительной записке к проекту постановления говорится, что новая мера «является средством защиты российских производителей автомобильной техники в условиях членства России в ВТО». Кроме того, в Минпромторге добавляют, что одной из причин ограничения госзакупок только автомобилями внутренней сборки являются «определенные обязательства государства» перед иностранными автопроизводителями, которые запустили производства в России «с постоянным повышением уровня локализации производства», то есть в режиме промсборки. В пояснительной записке говорится, что «государство обязано защитить их инвестиции, в том числе посредством их допуска к участию в государственных и муниципальных закупках».

При этом документе подчеркивается, что «предлагаемый механизм является совершенно легитимным с точки зрения правил ВТО», поскольку они не регулируют госзакупки, которые «осуществляются не для целей коммерческой перепродажи или с целью использования для производства товаров на коммерческой основе». В Минпромторге отмечают, что «существующее в данной сфере международное соглашение, ограничивающее возможности государства в сфере госзакупок, является свободным для присоединения», и Россия этого не сделала. Профессор НИУ ВШЭ, директор информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский подтверждает, что условия присоединения России к ВТО позволяют ограничивать госзакупки продукцией, которая произведена только в странах ЕЭП.

Ограничение госзакупок автомобилей только российской техникой давно рассматривалось государством как одна из основных мер поддержки отечественного автопрома. В пояснительной записке говорится, что проект постановления разработан в соответствии с поручением Владимира Путина, данным в ходе совещания о поддержке российского автопрома в Тольятии в апреле 2012 года. Осенью эта мера обсуждалась в рамках доклада «О развитии автомобильной промышленности в условиях вступления России в ВТО», который глава Минпромторга Денис Мантуров делал на заседании правительства.

Впрочем, автопроизводители отмечают, что «в целом в рамках госзаказов и так закупается техника внутреннего производства». В КамАЗе говорят, что «после кризиса в основном закупается дорожно-строительная и коммунальная техника, произведенная на территории России или Белоруссии, доля импортной техники очень мала». В группе ГАЗ тоже говорят, что «при госзакупках в сегменте LCV или автобусов предпочтение в основном делается технике, которая произведена в России». При этом в компании подчеркивают, что жесткое ограничение госзакупок в любом случае необходимо и «его следовало вводить синхронно с присоединением к ВТО». Пресс-секретарь управделами президента Виктор Хреков отмечает, ведомство закупает BMW 5-й и 7-й серий и Ford Focus и Mondeo, которые собирают в России, лишь небольшая доля приходится на импортную спецтехнику, которая не производится в стране.

В результате, отмечает Михаил Пак из «Атона», новая мера «вряд ли окажет системное влияние на отрасль, поскольку около 90% приобретаемых в рамках госзакупок машин произведены на территории ТС», а возможность исключений открывает дорогу на этот рынок для избранных импортеров.

Егор Попов

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*