Развивать конкуренцию планируется в первую очередь в сферах и отраслях, которые непосредственно влияют на качество жизни наших граждан, в частности в сфере ЖКХ, железнодорожного и авиатранспорта, медуслуг и фармацевтики. Об этом заявлял еще премьер-министр Дмитрий Медведев на IX бизнес-форуме «Деловой России».
РБГ попробовала разобраться, на каких именно рынках и каким образом чиновники будут улучшать конкуренцию. Как оказалось, многого ждать не стоит. Большинство министерств ссылается на дорожную карту «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденную еще в декабре 2012 года.
— Согласно ей федеральные органы исполнительной власти должны утвердить планы по развитию конкуренции в инфраструктурных отраслях. Осенью минтранс представит в правительство РФ свои предложения по развитию конкуренции на железнодорожном транспорте, в сфере услуг аэропортов и портов. Минтранс направит свои предложения по этому вопросу в минэкономразвития до конца августа, — сообщили «РБГ» в министерстве.
В автотранспортной сфере проблема конкуренции стоит не менее остро. «В России при достаточно невысоком пороге входа в отрасль деятельность перевозчика не подлежит лицензированию, отсутствуют традиции и часто понимание у многих перевозчиков экономики, перспектив развития и уровня рискованности инвестиций в транспорт.
Подавляющее большинство коммерческих перевозчиков (более 90%) — это предприятия с автопарками до пяти автопоездов, — рассказал «РБГ» Леонид Шляпников, гендиректор «Совтрансавтоэкспедиции». — На таком рынке, где преобладают небольшие компании, которые часто уходят от уплаты налогов, используют подержанную технику, не занимаются персоналом и безопасностью, не страхуют ответственность и грузы, основным конкурентным фактором остается тариф на перевозки. Выигрывают частники и АТП с дешевыми тарифами, у которых нет запаса прочности и, как правило, перспектив развития. Как результат, плохое качество услуг по перевозке грузов, высокие риски и отсутствие перспектив развития перевозчиков и отрасли в целом».
Алексей Кичатов, генеральный директор City Express, считает, что с рынка необходимо выдавить «серый» сектор: тех, кто занимается грузоперевозками нелегально или полулегально. Их немало. Они работают без договоров, налогов не платят, не страхуют перевозимый груз. Соответственно, могут предлагать клиентам низкие тарифы, демпингуют», — сетует Алексей Кичатов.
Слабая конкуренция на одном рынке вызывает проблемы на связанном. Например, высокие тарифы на перевозки сдерживают развитие рынка стройматериалов. Но эта забота возложена на минрегион. «Транспортные расходы составляют значительную долю от стоимости приобретаемого товара, что существенно сужает географию поставок, затрудняет доступ новых хозяйствующих субъектов. Например, в структуре цены тонны щебня железнодорожный тариф достигает 46%, а в структуре цены тонны песка размер стоимости транспортных расходов (перевозка, погрузка, выгрузка) достигает 90%», — сообщили «РБГ» в минрегионе.
Конечно, и на рынке стройматериалов есть и другие проблемы, сдерживающие развитие конкуренции. Возьмем, например, рынок нерудных строительных материалов (НСМ). «В качестве барьеров входа на рынок потенциальных конкурентов можно отметить ограниченность ресурсов. Несмотря на большое количество запасов, ресурсы, как правило, уже распределены между действующими хозяйствующими субъектами, а проведение геолого-разведочных работ и освоение новых месторождений требуют больших первоначальных инвестиций, что повышает риски вложений. Существуют также административные ограничения, связанные с получением лицензий на освоение того или иного месторождения; на оформление разрешительных документов уходит до трех лет. Кроме того, сказывается отсутствие действенного механизма конкурсного получения соответствующих лицензий.
Деловая Россия проводила опрос на тему того, в каких отраслях в наибольшей степени ощущается дефицит конкуренции. И первые места заняли ЖКХ, электроэнергетика, банковская сфера. «Конкурентный рынок — это прежде всего рынок покупателя, рынок потребителя. Именно на этих рынках потребитель сегодня очевидным образом ощущает себя дискриминированным, ощущает нехватку экономической свободы, выбора и удовлетворенности», — отмечает сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка.
Ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов, выступая на заседании правительства, заявил, что, по его мнению, конкуренция в России не развивается из-за пассивной позиции министерств и ведомств, которые не принимают никаких постоянных мер воздействия на конкурентную среду. Теперь на чиновников «повесили» новые полномочия. Каким образом они будут их реализовывать, ведь штат ведомств, как и финансирование, расширять власти не собираются, пояснил «РБГ» Владимир Мишеловин, начальник управления контроля органов власти ФАС России: «За счет повышения эффективности своей деятельности. Если раньше ФАС России рассматривала более половины дел о нарушении Закона «О защите конкуренции» в отношении органов власти как федерального, так и регионального уровня, то теперь мы надеемся, что чиновники будут сами заниматься развитием конкуренции, а не создавать новые барьеры. Мы считаем инициативу правильной. Ведь уровень развития конкуренции зависит не только от деятельности ФАС России, но и от отраслевых министерств и ведомств, которые напрямую влияют на предпринимательский климат. Конкуренция зависит от региональных властей и губернаторов, которые во многом определяют, в каких условиях будет работать и развиваться малый и средний бизнес».
В минэкономразвития еще в 2008 году был образован департамент развития конкуренции. Сейчас этот вопрос в компетенции департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции. Замглавы департамента Кирилл Емельянов рассказал «РБГ» о своей работе: «Дорожной картой» предусмотрены мероприятия по развитию конкуренции, которые сами отраслевые ведомства и должны реализовывать, а по результатам отчитываться на заседаниях правительства РФ. Развитие конкуренции включено в полномочия ведомств как раз для того, чтоб они имели возможность активно заниматься этим направлением самостоятельно, понимая все тонкости своих рынков, а не были просто советниками минэкономразвития на совещаниях. Мы в одиночку такие вопросы вряд ли сможем решить. Тем более что и президент, и премьер выделяют реализацию мер по нашей карте как одну из важнейших и приоритетных задач на ближайшее время».
Главное — реализовать «дорожную карту», вторит ему Александр Галушка: «Важно просто все это реально сделать. Это и снижение административных барьеров, и дополнительные механизмы по защите прав потребителей, и кардинальное улучшение инвестиционного климата». Правда, бизнес в основном жалуется на отсутствие господдержки, невозможность конкурировать с госучреждениями и незащищенность интеллектуальной собственности.
Мы не наблюдаем наличия монополистов либо большого количества административных барьеров при осуществлении своей деятельности. Единственный момент, которому стоит уделить внимание, это работа на российском рынке транснациональных корпораций, в основном европейского происхождения. Наделенные поддержкой собственных государств и более дешевыми деньгами», они занимаются активной экспансией рынка, в том числе с попыткой использования административного ресурса. Оказание государством и его отраслевыми органами целевой поддержки российским компаниям было бы совсем не лишним, — говорит Александр Тезяев, директор по маркетингу и развитию международного электротехнического холдинга EKF Electrotechnica.
— Конкуренция между медучреждениями в основном существует в больших мегаполисах, в то время как в провинции монополистом по-прежнему остается муниципальная медицина, поскольку отсутствие льготного финансирования не позволяет частнику достойно конкурировать с государственным сектором, — отмечает Елена Морозова, генеральный директор Клиники похудения Елены Морозовой. — Для развития конкуренции должны быть равные условия, например медицинский стаж, льготы при оформлении пенсии медработникам и др.
— Данные полномочия возложены Правительством РФ на ФТС с учетом осуществления ею функций по выработке госполитики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечению единообразного применения всеми таможенными органами в России таможенного законодательства ТС и РФ, а также содействия развитию внешней торговли России, внешнеэкономических связей регионов, ускорению товарооборота, — рассказали «РГ» в Федеральной таможенной службе. — ФТС для улучшения инвестиционного климата, в том числе содействия развитию конкуренции на рынке околотаможенных услуг уже предусмотрены мероприятия, включенные в «дорожную карту» «Совершенствование таможенного администрирования». Они направлены на развитие института таможенных представителей и расширение специальных упрощений для уполномоченных экономических операторов. Реализация таких мероприятий предусмотрена совместно с минэкономразвития, а также с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В дальнейшем работа ФТС по развитию конкуренции будет осуществляться в рамках работы по мониторингу и контролю фактического исполнения «дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».
Елена Березина
Отправить ответ