В рамках встречи молодые предприниматели со всей страны, представляющие разные сферы бизнеса, могли обсудить с министром проблемы, с которыми они сталкиваются при открытии и построении своего дела. Наиболее важный вопрос, который волнует стартаперов, — рост тарифов социального страхования. «Мы против увеличения отчислений страховых взносов. Но вопрос снижения ставок пока обсуждается, возможно, тариф будет пересмотрен», — заявил Андрей Белоусов.
А вот лишних льгот и резкого снижения ставок по кредитам малому бизнесу ждать не стоит. Минэкономразвития против, поскольку частный бизнес — рисковая сфера и расчет процентов основан на оценке рисков для банка или микрофинансовой организации. «Хорошая альтернатива для начинающих бизнесменов — система грантов. Они необходимы тем, кто только начинает дело и пока еще не понимает, как будет возвращать средства», — считает министр.
Возможно, эти меры привлекут молодых в бизнес, но пока, судя по опросу Росмолодежи, они не спешат открывать свое дело. «Большинство говорят о том, что они никогда об этом даже не задумывались. Иными словами, иметь свой бизнес просто немодно. Остальные опрошенные считают, что для открытия своего дела необходимы серьезный стартовый капитал и хорошие связи, которых у них нет, — рассказала замруководителя Росмолодежи Елена Бочерова. — Задача государства — разрушить эти стереотипы и внедрить моду на молодежное предпринимательство».
А вот те молодые люди, кто уже задумался о создании собственного дела или уже стал предпринимателем, считают, что сейчас начинать бизнес — самое время. Компания «Бизнес Молодость» совместно с «Левада-Центром»в течение февраля 2013 года провела опрос среди 3,5 тыс. молодых бизнесменов и тех, кто собирается начать собственный бизнес в ближайшее время. 97% верят в то, что сейчас хорошее время, чтобы начать свой бизнес и что они смогут создать успешный бизнес в России. Большинство из них верят, что упорная работа, талант и способности являются ключом к успеху. Состоятельность родителей уже не имеет значения.
По данным опроса, свой первый заработанный миллион рублей 57% молодых предпринимателей вложили бы в развитие своего бизнеса. Только 10% хотели бы пожертвовать деньги на благотворительность. Большинство молодых людей хочет начать свое дело, чтобы обеспечить себе и своей семье нормальный уровень жизни, а также для того, чтобы заниматься тем, что нравится, и иметь возможность саморазвития и личного роста. «Это означает, что душевная мотивация и потребность в самореализации преобладает над материальным интересом. Для большинства бизнес — не способ решения финансовых проблем, а возможность заниматься тем, что нравится, самому решать, когда и что делать, — пояснил директор CRM «Бизнес Молодость» Александр Банкин. — У молодых людей сегодня сильна тяга к независимости, они не хотят работать по найму».
Около 63% опрошенных собираются заняться бизнесом в сфере интернет-торговли. «Интернет действительно наиболее перспективная ниша, чтобы начать свое дело. Технологии развиваются быстро, а молодежь ориентируется в них лучше всего. Часто предприниматели из Интернета переходят в производство IT-услуг и разработку высокотехнологичных продуктов. Раньше популярным каналом для запуска бизнеса была торговля. Сейчас этот канал среди молодежи уже не так востребован», — отметил вице-президент «Деловой России» Николай Остарков.
Многие хотели бы запустить бизнес-проекты в сфере предоставления услуг для частных лиц и организаций, а также образования, обучения, частных курсов и тренингов, торговле и производстве. Причем большинство ставят перед собой серьезные финансовые ориентиры: 81% хотят получать от своего бизнеса 300 и более тысяч рублей в месяц, 23% хотят зарабатывать более 3 млн рублей ежемесячно.
Одна из проблем молодежного предпринимательства — отсутствие канала по становлению бизнеса, который бы опирался на инженерные технологии и предоставлял бы реальные продукты, а не услуги. «У нас лучшая инженерная школа. Очень много хороших идей и технологий молодые специалисты предлагают для медицины, но для производства приборов нужны средства. У нас пока не налажен механизм привлечения средств в стартапы, — добавил Николай Остарков. — Если говорить об образе современного предпринимателя, то он сильно искажен — это образ сверхбогатого гламурного фрика. А сам бизнес — соревнование по зарабатыванию денег. Именно такое мнение складывается у молодежи. А в СМИ пропагандируется образ предпринимателя как скалолаза без страховки, который рискует на каждом шагу. На самом деле это не так. Мы должны дать понять молодежи, что современный бизнесмен — это в первую очередь рациональный лидер, который может сплотить вокруг себя команду, чтобы заниматься делом, которое ему нравится и позволяет быть свободным».
Многие всерьез задумываются о получении бизнес-образования: 57% потратили на свое бизнес-образование от 10 до 50 тыс. рублей за прошлый год. Важно, что 96% хотели бы учиться бизнесу только у практиков, которые сами состоялись в бизнесе. «Сегодня, в отличие от 90-х годов, когда бизнесмены прокладывали себе путь сами, молодежь предпочитает идти по проторенной дороге, перенимать опыт, — отметил Александр Банкин. — 82% хотят найти ментора, коуча или консультанта, который бы обучил их бизнесу, поделился опытом построения бизнеса с нуля».
Сегодня картина бизнеса в России не печальная, она контрастная и в будущем может быть вполне светлой. Рентабельность, к примеру, в ресторанном бизнесе в России может составлять 30%. Такие показатели невозможны для бизнеса в США и Европе. Наши налоги по сравнению с западными очень либеральны. Кроме того, для индивидуальных предпринимателей у нас есть упрощенная схема предоставления отчетности. Начать бизнес не так сложно, как кажется. Все сложности и риски работы в России окупаются возможностями и рентабельностью, — считает сооснователь, руководитель проекта Бизнес-молодость» Петр Осипов. — В обществе сложился стереотип, что бизнесмен — это человек, который действует неэтично. С этим стереотипом нужно бороться. Сейчас образ бизнесмена меняется. Размывается само понятие того, что является бизнесом. Образ предпринимателя сегодня — это выпускница Гнесинки, которая хочет открыть частную музыкальную школу, и ей это удается. Важно, чтобы человек был занят своим делом и делал его качественно».
Юлия Воронина
Отправить ответ