Бизнес приостановил действие 416-ФЗ. Промышленники не хотят отвечать за очистку стоков

По мнению представителя департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности минэкономразвития Василия Осипова, 416-ФЗ о водоснабжении очень жестко подошел к нормированию промышленных предприятий, поэтому ряд поправок предлагается перенести на один год. В частности, регулирующие стоки водоканалов.

Что не устроило бизнес? Как рассказал представитель одной из крупнейших компаний по выпуску холодильников Борис Пашков, «мы готовы вкладывать в очистные сооружения, но требований 416-ФЗ так и не достигнем, поэтому будем вынуждены также платить за превышение ПДК». Камнем преткновения стала 5-я глава закона «Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения». В этой главе, по мнению экспертов, не удалось решить проблемы нормирования самих водоканалов. Это пока что отнесено к сфере законодательства в области охраны окружающей среды. В 416-ФЗ пока что прописана та же старая схема — нормативы и лимиты, планы снижения сбросов. Возможно, удастся все исправить депутатам Государственной Думы: законопроект находится у них на доработке.

По другую сторону баррикад находятся водоканалы, которые давно погрязли в штрафных санкциях от Росприроднадзора. Закона они ждали долгих 70 лет, ведь он может позволить водоканалам перейти, наконец, к долгосрочным тарифам.

Среди главных достижений 416-ФЗ, по мнению исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) Елены Довлатовой, попытка отрегулировать взаимоотношения между абонентами и водоканалами. Главная проблема — в несбалансированности ответственности за загрязнение. Так, по мнению специалиста ГК «Росводоканал» Виктории Сапожниковой, «ответственность за исполнение требований природоохранного законодательства сейчас лежит на водоканалах, а не на непосредственных «загрязнителях» — предприятиях, сбрасывающих собственные загрязненные стоки в систему канализации». В результате складывается парадоксальная ситуация, когда в официальных данных Росприроднадзора среди основных загрязнителей наряду с металлургическими предприятиями и ЦБК числятся водоканалы. Хотя последние являются не загрязнителями, а фактически аккумулируют все поступающие к ним неочищенные стоки предприятий.

Инженерно недостижимые нормы качества очищенной воды примерно по 20 загрязняющим веществам, тогда как расчет сооружений может быть проведен только на 7-8 показателей. В результате предприятия полностью зависят от предоставления или непредоставления органами Росприроднадзора лимитов, ориентированных на фактическое качество очищенной воды. В итоге, по данным Росприроднадзора, ежегодно около 52 тысяч куб. километров сточных вод сбрасываются в водоемы, из них более 70% оказываются недостаточно очищенными. Как результат, по словам начальника управления ведомства Натальи Соколовой, за 2011 год предъявлено к выплате за вред окружающей среде 7,1 млрд рублей.

Дмитрий Данилович, заместитель исполнительного директора РАВВ, полагает неверным подход, когда водоканалы приравнены к водопользователям, являясь, по сути, экологическими предприятиями. По мнению эксперта, в урегулировании нуждается также сфера отношений в треугольнике абоненты систем канализации — водоканалы — государство. В этой сфере наше законодательство абсолютно не соответствует мировой практике. Так, в развитых странах перед локальными очистными сооружениями ставятся только две задачи: защитить централизованные сооружения водоотведения от негативного влияния производственных сточных вод (в том числе и на процесс биологической очистки), а также удалить вещества, которые не задерживаются на коммунальных очистных сооружениях. К примеру, в европейских странах нормативы приема тяжелых металлов достаточно высоки и измеряются в мг/л (а не в сотых и тысячных долях, как в России).

— Это абсолютно логично, так как обработка сточных вод на локальных очистных сооружениях ограничена как возможностями промышленной площадки, так и инженерным здравым смыслом, — полагает Дмитрий Данилович. — Нецелесообразно устраивать в крупном городе десятки сооружений биологической очистки на территории абонентов.

ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предписывает устанавливать по абонентам нормативы на сброс в канализацию, равные нормативам для водоканалов. По мнению экспертов, это недостижимо с инженерной точки зрения для большинства абонентов, а также недопустимо с точки зрения необоснованного увеличения финансовой нагрузки на бизнес. В РАВВ уверены, что с абонентов, отнесенных к категории нормируемых, должна напрямую взиматься плата за сброс загрязняющих веществ в систему канализации как за сброс в водный объект. Это необоснованно, так как для подавляющего большинства загрязняющих веществ эффективность изъятия на очистных сооружениях превышает 50%, а для многих — и 80%.

На «круглом столе» эксперты и представители водоканалов пришли к выводу, что данные нормы 416-ФЗ нуждаются в пересмотре. С учетом этого РАВВ поддерживает инициативу минэкономразвития, которое в ответ на обращения производственных предприятий — абонентов систем водоотведения — подготовило законопроект об отсрочке введения в действие соответствующих положений 416-ФЗ.

Однако обратный ход закону все-таки не дали. Уже меньше чем через два месяца будет реализован целый ряд новаций закона. Одна из принципиальных — платежи за сброс загрязняющих веществ абоненты теперь будут вносить напрямую в бюджет, а не через водоканалы, как было раньше. Кроме того, закон вводит новую систему построения договорных отношений гарантирующей организации с абонентами и транзитными организациями. Абоненты, подключенные к централизованной системе, должны заключать договор с гарантирующей организацией независимо от того, к чьим сетям (по принадлежности) они непосредственно подсоединены. Поскольку гарантирующая организация несет ответственность за всю систему в целом и уже сама заключает договор с транзитными организациями. Однако пока не урегулирован вопрос с организациями, эксплуатирующими отдельные объекты системы (не являющиеся сетями) и выполняющими один из этапов процесса водоснабжения или водоотведения.

В законе появились новые требования в адрес органов местного самоуправления. Они обязаны отслеживать, чтобы в инвестиционной программе организации ВКХ были предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды в сфере водоотведения. С 1 января 2014 года инвестиционные программы тех водоканалов, которые не смогли определить мероприятия по плановому снижению сбросов, утверждены не будут. Эксперт предупредил, что это очень болезненно отразится на потребителях, так как у предприятий ВКХ нет универсальных способов это сделать.

На «круглом столе» эксперты РАВВ смогли предложить оптимальную схему льгот для водоканалов по оплате сбросов загрязняющих веществ. Она предусматривает не одномоментный, а постепенный переход от полной биологической очистки до фильтрации. В результате доля начисления платежа сокращается до 30% при условии неуклонного соблюдения плана по снижению сбросов. Этот кредитный вариант льготы, который предусматривает займ у государства, уже согласован в минэкономразвития.

Ольга Бухарова

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*