Еще в ноябре собеседники «Ъ» в правительстве достаточно низко оценивали вероятность того, что ФКС будет одобрена во втором чтении в этом году. Хотя большинство ключевых разногласий было урегулировано на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова в начале ноября, оставалась еще большая работа по сведению поправок и мелким корректировкам текста, который в итоге на 80% отличается от варианта, принятого в первом чтении. Весьма вероятно, что депутаты и правительственные эксперты провели бы над правкой законопроекта еще не одну неделю, если бы их не подгоняли из Кремля. По словам главы комитета Госдумы по экономполитике Игоря Руденского, документ находится на стадии согласования с правовым управлением президента и, насколько известно «Ъ», еще в минувшие выходные не имел окончательной версии.
Тем не менее основные изменения по сравнению с первым чтением можно перечислить уже сейчас. Законопроект стараниями Федеральной антимонопольной службы стал ближе по духу к действующему 94-ФЗ о госзаказе. Главной победой ФАС стало кардинальное изменение способов определения начальной цены контракта. Основным теперь стал метод сопоставимых рыночных цен, по которому заказчик устанавливает начальную цену своей закупке исходя из, прежде всего, общедоступной информации о рыночных ценах на аналогичные товары, работы или услуги. Заметим, что свобода заказчика по выбору метода установления начальной цены теперь существенно ограничена: хотя теоретически заказчик может использовать собственный метод обоснования цены контракта, он должен в таком случае обязательно доказать невозможность использования методов, указанных в законе. Ведомствам также удалось согласовать достаточно быструю досудебную процедуру расторжения контракта в одностороннем порядке — в течение 10-20 дней.
Кроме того, в нынешней версии законопроекта прописан закрытый перечень случаев, в которых заказчик может использовать для проведения закупки запрос предложений (наиболее «свободный» способ): это покупка электроэнергии, а также спортивного инвентаря для олимпийских сборных, услуг преподавателей и некоторые другие не слишком популярные виды закупок. В прежней версии заказчики могли использовать запрос предложений для срочных закупок, что, по мнению многих экспертов, было явно коррупционной нормой. Впрочем, законопроект, как и раньше, оставляет правительству свободу разрешать отдельным заказчикам осуществлять закупки у любого поставщика и по любой процедуре.
Особые правила планирования закупок остались только у Гособоронзаказа, закупки материальных резервов теперь подпадают под общие нормы ФКС. Теоретически это должно сделать рынок поставок обмундирования, продовольствия и прочих ресурсов для армии, спецслужб и МЧС более прозрачным. Введена глава 7, в которой специально оговорены особенности закупок энергосервисных услуг, а также услуг связи в целях обеспечения безопасности страны. Появилась отдельная статья, касающаяся обязательного общественного обсуждения крупных закупок, однако это отсылочная норма: правила и порядок такого обсуждения устанавливаются правительством. В законе наконец-то зафиксирована норма об идентификационном коде закупки, который позволяет увязать документы о закупке на основе кода бюджетной классификации и, теоретически, даст всем желающим возможность отслеживать судьбу контракта от стадии планирования в бюджете до оценки эффективности. Впрочем, для этого должна быть создана единая информационная система, сроки появления которой неизвестны. До тех пор информация будет публиковаться на официальном сайте zakupki.gov.ru в нынешнем неструктурированном виде.
Участники рынка закупок предпочитают сдержанно комментировать подготовленный ко второму чтению законопроект. «Новая версия ФКС стала результатом компромисса»,— констатирует гендиректор НАИЗа Сергей Габестро. «Ряд поправок в целом целесообразны, но сами по себе недостаточны,— считает основатель торговой системы B2B-Center Александр Бойко.— Они не решают ключевые проблемы госзаказа: личную ответственность чиновников за эффективность закупок, расширение инструментария, в том числе электронного, при проведении закупок». Пока понятно одно: законопроект по сравнению с первым чтением стал гораздо более ясным и структурированным, но пока не выглядит работоспособным. Последнее, видимо, ясно понимают и его составители, старательно соорудившие документу «подпорки» в виде отсылочных норм, позволяющих правительству при необходимости прибегнуть к «ручному» управлению.
Юрий Барсуков
Отправить ответ