Как обустроить экономику: новая индустриализация.

На этом фоне настораживающе выглядят недавние резкие колебания курса рубля и снизившиеся темпы роста нашей экономики. По данным Минэкономразвития, производство в РФ сокращается два месяца подряд, и если годовые темпы роста в первом квартале составляли 4,9%, то в апреле они снизились до 3,7%. Пока это не требует немедленных антикризисных мер, но дает повод для размышлений.

Сейчас перед российской экономикой стоит ряд непростых задач. Среди них – модернизация ключевых отраслей промышленности и оборонного комплекса, преодоление инфраструктурной разобщенности, повышение уровня и качества социальной поддержки населения, борьба с бедностью, широкомасштабное развитие инновационных технологий, развитие предпринимательской инициативы, в том числе в интересах становления наукоемкого, высокотехнологичного бизнеса. Задачи трудны уже сами по себе, а тем более сложно будет их решать в условиях общемирового кризиса.

Сложившаяся ситуация требует не только качественных управленческих решений и их реализации, но и немалых бюджетных средств, что, возможно, станет затруднительным, учитывая потенциальные сокращения доходной части.

Кроме того, есть необходимость максимально эффективно использовать период относительно спокойного развития событий. В том числе и для реализации масштабных планов промышленного развития. А для их осуществления необходимы условия.

Во-первых, нужна четкая промышленная политика. Торгово-промышленная палата уже давно выступает за скорейшее принятие закона «О промышленной политике» и дальнейшую системную работу на его основе. Кроме того, вопросы новой индустриализации предполагают масштабные финансовые ресурсы. А это значит, что полноценно осуществить технологическое обновление можно только с помощью привлечения частного российского капитала в условиях действительно работающих механизмов государственно-частного партнерства.

Во-вторых, не обойтись без четкой координации интересов деятельности государственных и негосударственных экономических агентов, согласования долгосрочных стратегий, а также среднесрочных и краткосрочных программ и проектов.

Это возможно только в условиях внедрения системы планирования, в частности, индикативного, использующего лучшие практики сочетания рыночной экономики и государственного регулирования. Здесь могут применяться современные разработки наших ученых-экономистов, давно уже обосновывающих необходимость создания работоспособной интерактивной системы для реализации широкомасштабных, а не очаговых проектов модернизации.

И, разумеется, для осуществления всего задуманного нам нужны специально подготовленные кадры. Сейчас лишь 15% выпускников профессиональных училищ трудятся по специальности, несмотря на то, что на рынке труда представители рабочих профессий в большом дефиците. Такая ситуация – в том числе следствие уже упомянутых проблем: отсутствия промышленной политики и системы планирования.

Продолжает ухудшаться и ситуация с высшим техническим образованием. А ведь именно выпускники по приоритетным для развития промышленности, науки и техники специальностям должны будут занимать создаваемые высокопроизводительные рабочие места.

Например, минувшей осенью недобор студентов по специальностям, нужным предприятиям оборонно-промышленного комплекса и космической отрасли, составил около 40%. Нужно обновлять образовательную систему, активнее стимулируя привлечение в качестве партнеров высшей школы отечественных работодателей.

Говоря о перспективах изменения структуры российской экономики и направлениях переориентации федеральной экономической политики на политику новой индустриализации страны, важно учитывать и такой значимый фактор, как роль малого и среднего бизнеса.

К сожалению, стоит отметить, что МСБ, который должен являться опорой модернизации, пока ею не стал. Отмечаются и явные провалы во взаимодействии между малым, средним и крупным бизнесом.

Крупный бизнес в России по-прежнему не очень заинтересован в инновационных процессах. В России за счет корпоративного сектора финансируется лишь 20% затрат на НИОКР, тогда как доля затрат на НИР за рубежом приближается к 70%. Да и в целом спрос на инновации в экономике сформирован так и не был.

Есть надежда, что спрос на инновации будет создан государственными контрактами. За счет программ компаний с госучастием планируется увеличение внутреннего спроса на инновации до 50 млрд долларов. Ресурсом модернизации могут стать и оборонные заказы. На перевооружение армии и флота, модернизацию ОПК в предстоящее десятилетие выделяется порядка 800 млрд долларов. Мы переходим к практике долгосрочных оборонных контрактов – 3-, 5- и даже 7-летних. Все это позволит как подтянуть технологический уровень малого и среднего бизнеса, так и развить кооперационные связи, а разработанные технологии использовать по двойному назначению.

Однако подобных мер стимулирования прямого спроса на инновации со стороны государства явно недостаточно. Основной спрос на инновационную продукцию должен предъявляться со стороны крупных компаний.

У нас для широкомасштабного развития такой кооперации сегодня есть все предпосылки. В условиях развития конкурентной среды (а отношения там могут обостриться после присоединения к ВТО), а также продолжающейся нестабильности на мировых рынках потребность крупных компаний в поиске новых решений и инновационных технологий будет только возрастать.

Этому будет способствовать уже созданный каркас национальной инновационной системы. Но создание целостной системы преференций инновационным компаниям, действенных стимулов, подталкивающих бизнес к ускоренному внедрению передовых технологий, пока что тормозится.

Свою роль сыграет и участие бизнеса в современных интеграционных процессах, и прежде всего в Едином экономическом пространстве. ЕЭП задает новые условия и темпы развития, создавая при этом условия для деятельности тех компаний, которые нацелены на включение в производственные цепочки создания высокотехнологичной продукции. Все это должно придать импульс развитию «новой экономики». Появляется «конкуренция юрисдикций», например, в части условий ведения бизнеса.

Кстати, это еще одна проблема для развития бизнеса в условиях переориентации экономики. Угроза того, что в отсутствие спроса на инновации мы рискуем дополнительно к утечке мозгов получить и бегство за границу высокотехнологичного бизнеса, более востребованного за рубежом, чем у нас, даже в условиях экономической нестабильности.

Проблемой делового климата сейчас занялись на самом высоком политическом уровне. Задачи его качественного улучшения определены в указах президента, а Агентство стратегических инициатив реализует программу «Национальная предпринимательская инициатива», где совместно с деловым сообществом формирует так называемые дорожные карты. «Дорожные карты» разработаны по широкому спектру вопросов – от таможенного администрирования и поддержки экспорта до внедрения стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Но для решения всего спектра поставленных задач необходима четкая и согласованная стратегия реализации нашей экономической политики.

Экспертно-аналитический центр ТПП РФ
ТПП-Информ

 

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*