Основные направления внесены в правительство в несогласованном с министерствами виде для предварительного обсуждения, пояснил основной автор документа, заместитель главы Минфина Сергей Шаталов. По его словам, первая дискуссия по документу пройдет на совещании в Белом доме во вторник, правительство планирует рассмотреть его в первых числах мая.
Напомним, политическим фоном подготовки «направлений» стали предвыборные обещания Владимира Путина, анонсировавшего налоговый маневр: избранный президент говорил о «перенастройке фискальной политики», которая должна создать условия для перетока денег из сырьевого сектора в высокотехнологичный и производственный. Однако после состоявшего месяц назад, сразу после выборов, совещания по налоговым вопросам с участием Дмитрия Медведева и Владимира Путина стало ясно, что на выходе «маневр» обернется лишь рядом точечных изменений. Во имя стабильности резких движений в фискальной сфере власти решили не делать.
Самый внешне значительный, но на деле не требующий от правительства приложения особых усилий вопрос «основных направлений» — о ставке страховых взносов. На 2012-2013 годы она установлена на уровне 30% плюс 10% на зарплаты свыше 512 тыс. руб. в год. С 2014 года, согласно уже принятым законам, она должна вернуться к значению 34%. В «направлениях» Минфин предлагает сохранить ставку в размере 30% и на период после 2013 года, сообщил Сергей Шаталов. Минэкономики, напомним, настаивает на ее снижении до 28%.
Самой доходной для бюджета из минфиновских наработок должна стать новация о более интенсивном повышении налоговой нагрузки на «Газпром». Напомним, на 2012-2014 годы монополия усилиями Минфина уже получила повышенные ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), из-за которых ей придется заплатить в бюджет за трехлетку дополнительные 500 млрд руб. Сейчас ведомство хочет провести новый этап «раскулачивания». С 2014 года предлагается индексировать НДПИ для «Газпрома» дважды в год, в январе и в июле, для того чтобы «отлавливать» дополнительные доходы от роста цен на газ. При такой системе в 2013-2014 годах, по оценкам Минфина, бюджет дополнительно получит около 200 млрд руб. По словам Сергея Шаталова, двойную индексацию НДПИ предлагается проводить ежегодно до тех пор, пока не будет осуществлен переход на равнодоходность внутренних и экспортных цен и когда уже не будет оснований для изъятия допдоходов. В «Газпроме» с новым повышением нагрузки не согласны, но идеи Минфина разделяет руководство правительства. «Мы считаем правильным в целом для экономики страны повышать цену на газ, но дополнительные доходы «Газпрома» будут изыматься, это не его дополнительные деньги»,— пояснял ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Что касается налоговых схем для шельфовых проектов (их на прошлой неделе пообещал инвесторам Владимир Путин), то, по словам Сергея Шаталова, необходимые поправки к Налоговому кодексу и закону о таможенном тарифе будут подготовлены уже к октябрю этого года. По словам заместителя министра, все потенциальные проекты на шельфе будут разделены на четыре категории рентабельности (16,5%, 18,5%, 20,5% и 22%), в зависимости от них и будут определяться льготы. Это будет освобождение от таможенной пошлины и замена НДПИ на роялти по ставке 5-30% от цены реализации нефти или газа. Срок налоговых каникул в зависимости от категории рентабельности — от 5 до 15 лет. Попадет ли разработка Штокмановского газоконденсатного месторождения в систему налоговых льгот для российского шельфа, пока не определено.
Еще один источник дополнительных доходов для Минфина — алкогольная и табачная отрасли. В «направлениях» ведомство предлагает в 2013-2014 годах индексировать акцизы на табак и крепкий алкоголь ранее запланированными темпами, а в 2015 году — на двойную инфляцию, то есть на 12%. Это ниже показателя 2013-2014 годов (33% и 25% — на алкоголь, 50% и 45% — на сигареты), то есть темпы роста акцизов в последний год трехлетки резко замедляются. Как признаются в Минфине, это связано не с ослаблением фискального давления на отрасли, а с тем, что за российскими темпами повышения не успевают соседи РФ по Таможенному союзу. Ставки акцизов в Белоруссии и Казахстане ниже, и это уже сейчас приводит к тому, что импортный табак и крепкий алкоголь завозятся на территорию России через эти страны. «Нам пока не удается гармонизировать акцизную политику в рамках Таможенного союза»,— сказал Сергей Шаталов.
Вадим Вислогузов
Отправить ответ