Тон слушаниям задал первый зампред палаты Александр Жуков: «В дальнейшем обсуждение «основных направлений» в парламенте будет проводиться значительно раньше, в феврале каждого следующего года, с тем чтобы правительство могло услышать мнение всех заинтересованных сторон». После него эту вроде бы очевидную мысль — о необходимости обсуждать документ до его утверждения, а не после — повторяли уже все выступавшие. Вплоть до министра финансов Антона Силуанова, легко согласившегося на перенос сроков, «поскольку именно парламент принимает решения по изменению налоговой системы». Мысли о том, изменится ли что от того, что Минфин будет игнорировать пожелания думцев и налогоплательщиков на более ранней стадии, никто развивать не стал.
Антон Силуанов, изложивший суть «направлений», подтвердил посткризисный курс ведомства на замораживание налоговых ставок. Подход Минфина в налоговой сфере: «Стабильность с уточнениями». Со слов министра снижения налоговой нагрузки ждать не стоит — разве что в увязке с сокращением госрасходов. Да и вообще, фискальная нагрузка в РФ не велика — 35,6% от ВВП в 2011 году. Если вычесть повышенное бремя нефтегазовой отрасли, то этот показатель и вовсе снизится до 25,5%. «Это вполне конкурентоспособный, невысокий уровень налоговых изъятий — на одном уровне с США и Южной Кореей»,— обнадежил собравших министр. Изложенные Антоном Силуановым и ранее описанные «Ъ» задачи ведомства на ближайшую трехлетку таковы. Поднять нагрузку на газовый сектор, увеличить алкогольные и табачные акцизы, ввести «рыночный» налог на недвижимость, начать отмену льгот по налогам на имущество, на землю для инфраструктурных монополий, отменить налог на движимое имущество организаций. Кроме того, обещано усиление борьбы с «минимизаторами» налогов через офшоры и расширение налоговых полномочий местных властей.
Президент РСПП Александр Шохин похвалил Минфин за намерение отменить налог на «движимость» и сохранить 30-процентную ставку страховых взносов и на период после 2014 года. Критически он оценил желание ввести обязательное досудебное урегулирование налоговых и споров и намерение ликвидировать фискальные льготы как класс. При этом глава РСПП пожелал, чтобы «направления» не готовились Минфином втайне от бизнеса, а обсуждались «публично и широко». «Напомню, со следующего года по уже принятым решениям налоговая и таможенная политика становится объектом оценки регулирующего воздействия»,— выразил желание РСПП поучаствовать в процессе законотворчества Александр Шохин.
В более явной форме недовольство подходами Минфина выразил первый замгубернатора Ямало-Ненецкого АО Владимир Владимиров. Говорил он, разумеется, о газовом НДПИ и о том, что планируемое его повышение лишит регион инвесторов. В паре с ним выступил начальник департамента налоговой политики «Газпрома» Карен Оганян, заявивший, что повышение снизит рентабельность продаж газа на внутреннем рынке в 2012 году почти в два раза — до 11%, в 2015-м — до 7% (подробнее о дискуссии по газовому НДПИ — на стр. 13). Свои претензии к налоговому блоку Минфина нашлись и у выступивших представителей НОВАТЭКа, «Роснефти» и ЛУКОЙЛа.
Однако самым жестким получилось заявление «хозяина» слушаний — нового главы бюджетного комитета Госдумы Андрея Макарова. Не называя фамилий и говоря «об отдельных чиновниках», он припомнил заместителю министра финансов Сергею Шаталову его недавние заявления о планах более радикального повышения НДПИ на газ, обрушившие акции «Газпрома» и НОВАТЭКа. «Решения по НДПИ на газ еще не приняты — президент поручил просчитать все последствия. Давайте сначала будем все взвешивать, а потом пугать рынки»,— сказал депутат. Досталось Сергею Шаталову и за январское письмо в адрес ФНС, которым он неожиданно предложил начать взимать налог на прибыль с процентов, выплачиваемых в адрес держателей еврооблигаций. В качестве свежего примера непрозрачности налоговых решений он назвал остановленную пока на уровне комитета попытку Минфина предоставить налоговикам доступ к банковской информации о счетах граждан. «Снятие банковской тайны для физлиц продекларировали в «основных направлениях», ни с кем не обсудили и поспешно внесли в Госдуму в виде поправок к первому подходящему законопроекту»,— сказал Андрей Макаров.
Во что выльется локальный бунт против Минфина в бюджетном комитете Госдумы, станет ясно после составления текста рекомендаций парламентских слушаний, который обещан «в ближайшее время», и, что принципиальнее, при принятии палатой написанных правительством в соответствии с «направлениями» проектов налоговых законов.
Вадим Вислогузов
Отправить ответ