До конца этого года Минэкономики должно разработать и утвердить порядок ?проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ), форму отчета о ее проведении для федеральных органов исполнительной власти и форму заключения. Последние два года Минэкономразвития само проводило оценку регулирующего воздействия законотворческих предложений, теперь же оно будет оценивать заключения, подготовленные федеральными органами.
— Раньше эту оценку Минэконоразвития готовило с нуля, а теперь сначала сам разработчик должен внятно объяснить, зачем он подготовил проект того или иного нормативного акта и к каким последствиям приведет этот документ, — отмечает первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. Это должно заставить разработчиков больше задумываться, а следовательно, писать меньше ненужных законопроектов, считает он.
Однако то, каким образом регуляторы будут готовить заключения ОРВ, пока не ясно.
— Даже спустя два года министерству не всё удается при подготовке заключений. Они должны быть доказательными, то есть базироваться на расчетах, статистике, бенчмаркинге с регулированием других стран, фокус-группах с экспертами, панельных опросах бизнеса и т.д. У Минэкономразвития не всегда есть эти данные, откуда же им взяться в нужном объеме уже к 1 января 2013 года у регуляторов? — недоумевает директор Центра оценки регулирующего воздействия НИУ ВШЭ Даниил Цыганков.
Тем более что наделение федеральных органов новыми полномочиями потребует больших затрат, подчеркивает собеседник «Известий», хотя в пояснительной записке к проекту постановления правительства говорится, что дополнительные расходы на внедрение предлагаемой системы не понадобятся.
— Финансирование в первую очередь должно пойти на создание подразделений оценки регулирующего воздействия во всех федеральных органах и спешное переобучение их сотрудников, — объясняет Цыганков. При этом, добавляет эксперт, миллионные затраты на начальном этапе позволят в дальнейшем отыграть миллиарды. Например, Вьетнам смог в первые годы проведения регуляторной реформы снизить издержки ведения бизнеса на сумму, равную 1% ВВП.
Также разработчиков нормативных актов обяжут сообщать о начале работы над тем или иным законопроектом. Соответствующую информацию федеральные органы должны будут вывешивать на своих сайтах, а затем принимать предложения по теме.
Корочкин считает эту затею не самой перспективной.
— Уведомления должны рассылаться, так как не у всех экспертов и общественных организаций есть возможность регулярно мониторить интернет. Да и в мировой практике активная рассылка приветствуется, — говорит представитель «Опоры России».
Сегодня, по данным Центра оценки регулирующего воздействия НИУ ВШЭ, примерно 10–20% нормативных актов порождают 80–85% обременений.
Анастасия Дуленкова
Отправить ответ