Минэкономики изучило в рамках ОРВ подготовленный ФТС проект постановления правительства об утверждении требований к таможенным операторам, гарантирующим уплату таможенных платежей, и порядка организации их взаимодействия с плательщиками таможенных пошлин и самой ФТС. Претензии Минэкономики к разработке таможенников достаточно серьезны — отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия документа включает в себя шесть пунктов, по которым идеи ФТС не могут быть поддержаны.
Так, Минэкономики констатирует, что по закону о таможенном регулировании порядок взаимодействия службы с операторами и плательщиками пошлин определяет только правительство. Предлагаемый же таможенной службой проект постановления фиксирует лишь «принципы» такого взаимодействия, оставляя всю конкретику «уполномоченному органу» (то есть самой ФТС). Также служба требует, чтобы деятельность операторов не была «приостановлена в порядке, предусмотренном КоАП»,— но как доказать отсутствие такой приостановки, не сообщает, что «может привести к возникновению административных барьеров». Норма об «осуществлении операторами таможенных платежей уставной деятельности не менее трех лет» вызывает вопросы у РСПП — Минэкономики согласилось, что она «требует дополнительного обоснования».
Спорным стал и пункт проекта ФТС, который обязывает операторов соответствовать установленным «требованиям к организации информационного обмена, а также к программно-аппаратному комплексу» для такого обмена. Против этого пункта в процессе консультаций по ОРВ выступило ООО «Таможенная платежная система» — его представитель настаивал на том, что таким требованиям должны соответствовать не операторы, а сами программно-аппаратные комплексы. Еще одна претензия — данный пункт «подразумевает открытый перечень требований» и «может создать барьеры» вплоть до отстранения операторов от работы.
Представители бизнеса требовали конкретизировать и объем банковской гарантии уплаты пошлин. ФТС определила его как «не менее 200 млн руб.», но в РСПП отмечают, что «нет четких критериев того, кем, как будет определяться данная сумма». По мнению РСПП и союза производителей нетканых материалов «Р.И.Т.М.» (также учтены Минэкономики), «размер надлежащих банковский гарантий… будет различным для юридических лиц…, создавая для них неравные условия». Того же рода претензии вызвало и оговоренное ФТС право «запрашивать различные документы и сведения»: по мнению Минэкономики, перечень «различных» документов должен быть закрытым.
Отметим, что де-факто Минэкономики пытается заблокировать очередную попытку ФТС сохранить за собой контроль над рынком таможенных операторов. Напомним, в январе 2009 года служба пыталась разорвать отношения с тремя поручителями уплаты таможенных платежей — «Таможенной картой», Национальной ассоциацией таможенных брокеров и Советом ветеранов таможенной службы — в пользу единственного аффилированного с ФТС ФГУП РОСТЭК (конкуренты ФГУПа отстояли свои права в суде, см. «Ъ» от 12 января и 5 февраля 2009 года). Весной 2012 года жалобы бизнес-сообщества на монополизм РОСТЭК на рынке околотаможенных услуг были услышаны уже премьером Владимиром Путиным: по итогам последнего заседания набсовета АСИ 3 мая он дал поручение разработать «проект нормативного акта, предусматривающего исключение возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в области таможенного дела подведомственным и зависимым от ФТС организациям».
Впрочем, позднее руководитель главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Владимир Ивин в интервью «Ъ» на вопрос о ликвидации РОСТЭК ответил, что приватизация или реорганизация ждет все ФГУПы, «так что РОСТЭК находится в общем тренде», однако настаивал на том, что «РОСТЭК — успешно работающее предприятие», которое «приносит прибыль государству».
Олег Сапожков
Отправить ответ