Как отмечают в ведомстве, работа по разработке административных регламентов оказания государственных (муниципальных) услуг, порядок предоставления которых предусмотрен ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», до сих пор не завершена, а действие ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», на нарушение которого зачастую указывают юридические лица, не распространяется на вопросы рассмотрения их обращений органами власти.
В связи с этим федеральные министерства и ведомства обращения предпринимателей зачастую рассматривают на основании внутренних регламентов, что снижает уровень ответственности должностных лиц. При этом предусмотренные такими регламентами сроки не всегда соблюдаются. В отдельных министерствах обращения могут рассматривать по полгода.
В результате, как отмечают в Генпрокуратуре, созданы условия для формализма, волокиты и злоупотреблений при рассмотрении вопросов, имеющих важное значение для предпринимателей, нарушаются права и интересы юридических лиц. Поскольку минэкономразвития является органом, к компетенции которого относится выработка государственной политики в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, защиты прав юридических лиц, Генпрокуратура и предложила министерству урегулировать данный вопрос.
Эксперты, в целом поддерживая инициативы Генпрокуратуры, отмечают, что одного закона, чтобы решить проблему, здесь явно недостаточно. Затягивание сроков рассмотрения обращений и жалоб юридических лиц ведет, как правило, к убыткам в бизнесе. Как пояснил Сергей Варламов, партнер юридической компании «Налоговик», в отличие от простых граждан, которые обращаются в любые органы с жалобами согласно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», у юридических лиц нет подобного закона. На практике обжаловать какое-то решение или действие должностного лица того или иного государственного органа юридические лица могут либо в суде, либо в административном порядке. Однако в последнем случае необходимо соблюсти нормы специального закона: например, по налоговым правоотношениям — по правилам Налогового кодекса РФ, а по санитарным — Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и т.д. При этом не во всех законах установлены нормы на сроки и прочие условия рассмотрения таких жалоб.
Одним из негативных обстоятельств этого положения является отсутствие какой-либо ответственности за недостаточное внимание к обращениям организаций и предпринимателей, на что обратили внимание и в прокуратуре.
— Мне кажется, что проблема гораздо глубже, чем просто недостаточное законодательное регулирование, — отмечает Сергей Варламов. — Так получается, что госслужащие совершенно не заинтересованы в результатах своей работы и ее качестве. Нет не просто установл
Традиционно, когда госорганы объясняют свою слабую реакцию на жалобы, они ссылаются на загруженность и нехватку специалистов, добавляет Ольга Пономарёва, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес проектам». На практике, по словам эксперта, затягивание сроков рассмотрения обращений и жалоб юридических лиц ведет, как правило, к убыткам в бизнесе. Кроме того, такой подход приводит к неверию предпринимателей в справедливое решение их проблем и зачастую порождает благоприятную почву для коррупции. «На мой взгляд, реагирование госорганов на жалобы и обращения юридических лиц было бы более эффективным, если бы законом была установлена возможность привлечения конкретных лиц к ответственности за нарушения сроков обжалования и за совершение нарушающих закон действий/бездействия, — считает она. — Ответственность можно было бы предусмотреть в виде штрафа или компенсации причиненного ущерба — такой меры было бы достаточно. Например, если сейчас чиновники получают премии за повышение собираемости налогов, то было бы справедливо, если бы с них взыскивали штрафы за нарушение прав налогоплательщиков».
Нельзя и проигнорировать то, что законодательно права юридических лиц достаточно хорошо защищены уже принятыми законами. Однако, к сожалению, до настоящего времени они не работают. А вот правоприменение этих законов почему-то ни со стороны прокуратуры, ни со стороны других органов никак не анализируется.
— Предложение Генпрокуратуры, несомненно, ценное, как, впрочем, и очевидная (судя по названию) польза от этого закона, — заявил Александр Буковский, юрист юридической фирмы «Рябинников & Партнеры». — Также нет сомнений в том, что этот закон будет достаточ
Юлия Васильева
Отправить ответ