В модернизации не нуждаются. Многие устаревшие производства работают исключительно с прицелом на госзакупки.

В отличие от разноплановой динамики объемов прямой господдержки можно наблюдать устойчивый рост объема закупок товаров, работ и услуг для нужд государства, муниципальных образований и компаний, контролируемых государством. Рост идет по всем направлениям. Растет, хотя и неравномерно, госзаказ на региональном уровне. Существенно увеличиваются объемы закупок для нужд государственных корпораций и крупнейших компаний, контролируемых государством. Громадные средства, формирующие значительный объем спроса в целом ряде групп товаров, работ и услуг, не могут не оказывать существенное влияние на облик производства, и в первую очередь тех отраслей, которые испытывают серьезный недостаток спроса со стороны частного сектора.

От того, что именно и, главное, на каких условиях закупается, зависит, в производство чего пойдут инвестиции: как российские, так и иностранные. Долгое время госрегулирование ограничивалось установкой процедур проведения закупок и решением задачи обеспечения государственных нужд товарами, работами и услугами по минимальным ценам. Это привело к тому, что многие устаревшие производства и сервисы в России работают исключительно с прицелом на госзакупки. В результате акционеры соответствующих предприятий (включая государство) не стоят перед дилеммой: модернизация или банкротство. Стоит появиться потребности госзаказчика в более современной продукции — и российская промышленность демонстрирует неготовность ее удовлетворить.

В последние годы государство готово формировать спрос в России на современную продукцию, особенно в тех секторах, где без участия государства спрос на такие товары и услуги не может появиться по мановению волшебной палочки. Например, законом N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» установлено, что размещение заказов для государственных и муниципальных нужд допускается при условии соблюдения требования энергетической эффективности товаров, работ и услуг.

Однако что делать, если современная продукция не производится в России? Насколько средства, выделяемые государством, могут стимулировать внутреннее производство, настолько могут и стимулировать импорт готовой продукции (а не только импорт оборудования и технологий). В российском законодательстве существуют как нормы, ограничивающие размещение заказов на иностранные товары и заказов работ (услуг) у иностранных поставщиков, так и нормы, создающие преференции для отечественной продукции. Например, постановлением правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 56 установлены запреты и ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранного государства, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, в рамках размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства. В 2011 году по определенным видам товаров действовала 15%-ная референция в отношении цены контракта по заявкам на участие в торгах, содержащим предложения о поставке товаров российского происхождения.

Однако создание преференций для российских товаров и ограничений для иностранных само по себе не решает вопрос развития обеспечения государственных нужд современными товарами и развития соответствующих производств в России. Из года в год сохраняется ситуация, когда поставки дорогостоящих товаров для нужд государства и особенно для нужд компаний, контролируемых государством, обеспечиваются за счет импортной продукции либо продукции, чье происхождение отнесено к российскому, однако степень локализации производства остается низкой. Особенно заметным это становится в тех отраслях, где на протяжении многих лет объем госзаказов был невысоким, что привело к технологическому отставанию предприятий, банкротству или перепрофилированию основных производственных центров (производство медаппаратуры, электротехники, спецтранспорта и др.). Резкий рост спроса в такой продукции после многих лет стагнации со стороны госзаказчиков обнажил зависимость от импорта и неспособность промышленности удовлетворять потребностям государственного сектора.

Такие явления можно наблюдать даже в «святая святых» российской промышленности — оборонно-промышленном комплексе. Споры об обоснованности закупки вертолетоносцев и беспилотных летательных аппаратов у зарубежных производителей до сих пор не утихают. Однако факт остается фактом — потребность в сложной, дорогостоящей продукции покрывается за счет импорта, а вопросы стимулирования поставщиков этой продукции организовывать ее производство в России требуют создания необходимой правовой базы.

Андрей Порфирьев,
сопредседатель Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» при «Деловой России»,
старший юрист адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*


Закупкам расставили сети. Госкорпорации и монополистов заставят раскрыть свои тендеры в Интернете

Вчера Госдума приняла в первом чтении проект закона «О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса».

По экспертным оценкам, на закупки госкорпораций, монополистов и других организаций, подпадающих под действие законопроекта, ежегодно уходит около шести триллионов рублей, рассказал «РГ» замглавы министерства экономического развития Алексей Лихачев. Это больше, чем объем средств, выделяемых на закупки госорганов. Но в отличие от бюджетных организаций сейчас информация о тендерах госкорпораций и госкомпаний не всегда публична.

Со следующего года они будут обязаны раскрывать эти сведения в сети Интернет на федеральном портале. Пока это сайт zakupki.gov.ru. Кроме того, все правила закупок должны будут фиксироваться в специальном положении и также публиковаться в Интернете, а не содержаться в разрозненных документах, как это бывает сейчас. В случае если до 1 января 2012 года заказчики не примут свои положения о закупках, то их тендеры будут проводиться в соответствии с 94-ФЗ. То есть подпадать под те же требования, что и закупки госорганов. Также, по проекту закона, госкомпании, госкорпорации и естественные монополии лишат возможности устанавливать неизмеряемые и неадминистрируемые требования к участникам торгов.

Сейчас, признает Лихачев, ситуация с закупками в госкомпаниях и госкорпорациях очень разная. Где-то уже наведен порядок, работает хорошо отлаженная система. А где-то процветает сплошной волюнтаризм — один-два подрядчика независимо от их специализации осваивают миллиардные тендеры. Лихачев предполагает, что в таких случаях просто-напросто создаются посреднические звенья. Недавно, напомним, президент поставил задачу снизить затраты на закупки госкомпаний и госкорпораций не менее чем на 10 процентов в год. Но, по мнению Лихачева, на первом этапе экономия от внедрения новых правил может быть даже больше и составить примерно до 15 процентов. Очень важно, что под действие законопроекта подпадут не только компании, в которых доля участия государства составляет не менее 50 процентов, но также их «дочки» и «внучки», добавляет замминистра.

В то же время правила по закупкам для госкорпораций и госкомпаний мягче, чем для бюджетных организаций. Необходимости распространять на них жесткие меры нет, говорит Лихачев. Средства госкпомпаний, госкорпораций и других организаций, подпадающих под действие законопроекта, — это все-таки не в чистом виде госденьги, объясняет послабления замминистра. Тем не менее в проекте документа предусмотрено право правительства установить перечни товаров, работ и услуг, по которым закупки должны проводиться исключительно в форме электронного открытого аукциона. Скорее всего, это будет касаться простых биржевых товаров, а также товаров, широко представленных на конкурентном рынке, поясняет Лихачев. Кроме того, законопроектом предусмотрено, что заказчики должны наращивать в закупках долю инновационной продукции. Конкретные цифры в проекте документа, правда, не указаны. По мнению экспертов, в этом случае важнее динамика, а не точные цифры.

В дальнейшем, говорит Лихачев, правила по закупкам госкорпораций, госкомпаний и естественных монополий должны стать частью Федеральной контрактной системы, которую разрабатывает минэкономразвития.

Елена Кукол

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*