Федеральную контрактную систему обвинили в недостаточной прозрачности

В «Трансперенси Интернешнл — Р» (ТИ-Р) отмечают, что полное заключение экспертизы «направлено разработчикам законопроекта», однако сообщают, что «эксперты центра… выявили в его статьях многочисленные коррупциогенные факторы». Первым среди таковых аналитики называют то, что «в проекте закона существенно затягиваются сроки вступления в силу наиболее важных положений», то есть претензии центра относятся не к положениям законопроекта, а к оттягиванию сроков их исполнения. Также Transparency отмечает, что «проект содержит множество отсылок к подзаконному нормотворчеству без установления сроков принятия подзаконных актов. В частности, предположительно до 2015 года фактически не заработает система планирования, что позволит в переходный период включать в планы закупок товары, работы и услуги на усмотрение заказчика. Кроме того, закон не устанавливает, в течение какого срока должны быть утверждены обязательные типовые формы контрактов для федеральных органов» — по мнению экспертов, это «означает, что такие формы могут быть не утверждены вовсе».

Отдельные претензии относятся к «широким и недостаточно четко обозначенным полномочиям» правительства по установлению особых квалификационных требований к участникам в определенных сферах закупок: «Помимо прочего правительство наделяется полномочиями по определению “особенностей” товаров и услуг, по которым будет определяться их максимальная цена. В документе также не определены критерии, по которым закупаемые товары относятся к предметам роскоши или могут обладать “избыточными потребительскими свойствами”. Отсутствие подобных критериев позволит заказчикам осуществлять закупку предметов роскоши даже при наличии декларативно установленных ограничений»,— говорится в сообщении центра.

По мнению аналитиков, недостаточно регламентированы и кадровые вопросы в сфере регулирования будущего закона. «Руководителей контрактных служб следует назначать согласно закону и максимально прозрачно»,— говорится в сообщении, при этом эксперты отмечают, что «в законопроекте Минэкономразвития это назначение остается на усмотрении руководства заказчика». Также центр ТИ-Р считает необходимым «законодательно установить механизмы выявления конфликта интересов при назначении на должность контрактных служащих, а также при формировании комиссии, принимающей решения в ходе закупки».

Завершается перечень нареканий Transparency International к проекту Минэкономики довольно неожиданно — констатацией того факта, что в нем «не выявлено ни одного упоминания об обеспечении защиты лиц, заявляющих о фактах коррупции в процессе закупки» (отметим, что эта претензия не относится к сфере регулирования законопроекта о ФКС), и жалобой на игнорирование ведомством результатов предыдущих экспертиз центра.

Олег Сапожков

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*