Стартапы гибнут в пути. На стадию продаж выходит только 45 процентов российских инновационных компаний

«Инвестиции на посевной стадии также занимают не последнее место среди факторов, сдерживающих развитие инновационных проектов, — считает генеральный партнер венчурной компании Helix Ventures Евгений Зайцев. — Главная проблема здесь — отсутствие финансирования на этапе после завершения НИОКР и до создания опытного производства. Крупные венчурные фонды не заинтересованы в инвестиции малых предприятий, поскольку их транзакционные издержки на структурирование сделки сопоставимы с объемом инвестиций, а ожидаемые параметры последующего выхода из этих проектов не внушают оптимизма. Кроме того, инноваторы часто жалуются на такую проблему венчурного рынка, как наличие большого числа посредников, которые не инвестируют деньги, а лишь помогают привлечь финансирование. При этом они стремятся обременить находящуюся в процессе поиска денежных вливаний инновационную компанию кабальными финансовыми обязательствами. Все это косвенно дискредитирует добросовестных инвесторов».

В законодательной сфере руководители инновационных проектов прежде всего отмечают проблемы с отсутствием правоприменительной практики в области структурирования венчурных сделок. Новый закон об ООО (ФЗ N 312) позволяет использовать множество инструментов, включая опционы, права консолидированной продажи и т.д., однако реальной практики отстаивания этих прав в суде пока не существует. Открытыми остаются и вопросы, связанные с приоритетом Устава компании и Соглашения участников. Представители инновационного бизнес-сообщества подчеркивают, что не доверяют государственным фондам, которым проще выигрывать судебные дела в случае возникновения корпоративных конфликтов. Еще один характерный для малых инновационных проектов барьер — необходимость приобретения номинального юридического адреса: на ранних этапах команда чаще всего работает в лабораториях под грифом «неформально», тогда как для получения финансирования необходимо юр лицо.

Еще одной серьезной проблемой становятся административные барьеры. «Мне приходится часто слышать о том, что отечественные инноваторы нередко сталкиваются с рейдерством принимающих решения чиновников и необходимостью платить «откаты», а также с противодействием представителей исполнительной власти, — отмечает Евгений Зайцев. — Среди других проблем в регуляторной сфере можно назвать сложности, связанные с оформлением экспортно-импортных операций с высокотехнологичной продукцией».

По данным исследования Nautech, в качестве основных источников идей, положенных в основу реализуемых инновационных проектов, в 75% случаев названы собственные разработки, а в 43% — собственные же предпринимательские идеи. В то же время механизмы приобретения разработок или развития на средства госконтракта оказались менее востребованы. На вопрос о существовании прототипа продукции положительно ответили 71% респондентов.

«Современная тенденция рынка такова: предприниматели, сумевшие вывести проект на самоокупаемость, мало заинтересованы в привлечении инвесторов в обмен на контроль в своем проекте, — говорит директор по инвестициям фонда бизнес-ангелов AddVenture Елена Масолова. — Почти половина из тех, кто сегодня представляет на рынке посевные проекты, ставит себе целью сохранить статус-кво. Возможно, отчасти это объясняется стремлением обеспечить выживание проекта, поскольку во время кризиса немало технологичных компаний было закрыто именно по инициативе инвесторов».

Что же касается основных заказчиков инновационных проектов, то, по данным аналитиков, ими оказываются предприятия малого и среднего бизнеса, а не фирмы-гиганты. Как считает председатель наблюдательного совета Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Иван Бортник, причинами подобного распределения становятся высокая конкуренция в этом сегменте, а также возможность быстрого принятия решений на уровне собственников, заинтересованных в эффективности бизнеса.

Также, по мнению экспертов, инновационные компании, получающие финансирование от венчурных фондов, реже обладают сформированной клиентской базой по сравнению с проектами посевной стадии. В то же время роль заказов, поступающих от крупных корпораций и государства, заметнее для инновационных проектов, в которых работают более 30 человек. «Как бы то ни было, спрос со стороны малого и среднего бизнеса продолжает оставаться главным, — продолжает Иван Бортник. — 61% респондентов отмечают эту группу потребителей в числе своих потенциальных клиентов. А среди инновационных компаний, еще не готовых к прямому инвестированию, лишь 20% указали на отсутствие продаж на текущий момент. Эти проекты в меньшей степени ориентированы на крупных заказчиков в лице государства и корпораций, однако они более активны в продажах малому бизнесу (примерно 50% против 53%) и физическим лицам (в среднем 45% против 39%). Таким образом, появляется гипотеза: проекты, ориентированные на более узкие рыночные ниши, до сих пор развиваются и выходят на стадию продаж самостоятельно, а проекты, получающие венчурные инвестиции, ориентированы на более крупных заказчиков, однако развиваются медленнее и реже достигают своих целей».

Екатерина Калышева

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*