Сидящие вокруг начали обсуждать тему. Так, пожилая женщина уверяла, что в Астраханской области можно из дома записаться на прием к любому врачу своей районной поликлиники, не звоня в регистратуру, а всего лишь сделав несколько кликов. Старушка сообщила, что ее сын постоянно делает ей по Интернету справки из ПФР о состоянии индивидуального лицевого счета. В общем, вокруг были продвинутые люди.
Через пять минут из кабинета вышел «яппи», который потратил на посещение УФМС в 20 раз меньше времени, чем я. Успех этого молодого человека — лучшее доказательство того, что электронное правительство работает. С тем, как именно оно функционирует, я решил разобраться подробнее.
Сама концепция электронного правительства была утверждена 6 мая 2008 года. На первом этапе была разработана правовая база. На втором — осуществляется практическое внедрение системы, которое и происходит на наших глазах.
Год назад был открыт портал государственных услуг. Он предоставляет справочную информацию об услугах и дает возможность получать ряд из них онлайн. Зарегистрировано на нем более 1,25 млн граждан страны. Пятая часть из них — жители Москвы и Подмосковья. Самые популярные услуги — это проверка штрафов за нарушение ПДД, получение информации о состоянии лицевого счета ПФР и о налоговой задолженности, получение загранпаспорта и регистрация автомобилей. Действуют и такие услуги, как запись на прием к врачу, получение российского паспорта, получение записи из ЗАГСа. Список услуг постоянно растет.
После того как был подписан закон, предписывающий органам власти оказывать услуги гражданам по принципу «одного окна», с 1 октября заработал федеральный сегмент системы электронного документооборота между ведомствами (СМЭВ). Теперь российские предприятия избавлены от необходимости собирать справки по десяткам ведомств, среди которых ФНС, Пенсионный фонд, Росреестр, Рособрнадзор и МВД. Все обязан делать тот орган, куда, собственно, и обратилась компания. С 1 июля 2012 года заработает муниципальный сегмент системы документооборота, и тогда право не собирать справки получат все граждане страны.
Девять месяцев понадобится на то, чтобы «вычистить» данные и добиться реальных результатов взаимодействия ведомств между собой. Ведь порядка 250 видов госуслуг требуют такого межведомственного взаимодействия (летом текущего года оказывалось 83 вида онлайн-услуг). Огромная работа по приведению в порядок документооборота и унификации системы оказания госуслуг была проведена министром связи и массовых коммуникаций Игорем Щеголевым и его командой. Эта система была развернута на единственной подходящей для такой задачи площадке — ОАО «Ростелеком». И система функционирует.
Это не всем нравится. Особенно тем, кто извлекал коррупционную ренту, правдами и неправдами пользуясь несовершенством ведомственного документооборота. Что, кстати, подтверждает и появление в СМИ написанных как под копирку панических «исследований» немногочисленных «экспертов», ранее почему-то не замеченных в пристальном внимании к электронному правительству.
Как бы там ни было, уже сегодня сокращается время, уходящее на посещение присутственных мест, минимизируется коррупционная составляющая. Начали появляться терминалы для оказания госуслуг. Их пока немного, но ведь и система делает только первые шаги.
Перспективы же у нее огромные. И главное, что те, кто научится пользоваться современными услугами, которые предоставляет государство, безусловно останутся в выигрыше. Для этого нужно всего ничего: доступ к Интернету и немного терпения при регистрации (безопасность — важнейшее условие при предоставлении госуслуг). Года через два с чиновниками можно будет общаться и вовсе не отходя от компьютера, а число пользователей системы госуслуг увеличится раз в 10 — до 15 млн человек. Не зря же у нас в России число пользователей Интернета уже перевалило за 60 миллионов!
Павел Данилин, политолог
Отправить ответ