Журнал Российско-британской торговой палаты Bulletin публикует интервью президента Торгово-промышленной палаты РФ Сергея Катырина.
– Что изменилось в структуре и работе ТПП РФ с момента вашего избрания президентом Палаты в марте 2011 года?
– Изменения существенны, так как мы серьезно совершенствуем структуру палаты. В ней были созданы новые подразделения, в частности, департамент содействия инвестициям, экспертно-аналитический центр. Мы оптимизировали численность аппарата и зарегистрировали новую редакцию Устава палаты. ТПП РФ приняла решение об учреждении некоммерческого партнерства «Национальная организация медиаторов», а также был сформирован новый список судей Третейского суда. Подготовлены предложения по созданию при ТПП РФ Экспертного совета по технологической оценке инвестиционных проектов, а также Консультативного совета при Комитете ТПП РФ по инвестиционной политике по оценке коммерческой эффективности проектов, формируется база данных приоритетных региональных проектов, полученных от территориальных ТПП и т.д. Но палата – это живой организм, и ее совершенствование будет продолжаться, чтобы отвечать требованиям нового времени.
– Как бы вы сформулировали основную цель существования такого органа в стране на данном этапе ее развития?
– Мы как Палата представляем и отстаиваем перед властью интересы малого, среднего и крупного предпринимательства, но при условии, что эти интересы не противоречат интересам общества. В нашу «зону ответственности» входят все области предпринимательства: промышленность, внутренняя и внешняя торговля, сельское хозяйство, финансовая система, услуги. Становление полноценной рыночной экономики в России еще не закончено; российская законодательная база, взаимоотношения бизнеса и власти, наконец, традиции и национальная специфика, вопросы социальной ответственности предпринимательства – все это живая ткань, она растет и развивается. Так что работы у нас сегодня очень много. Но это и интересно: видеть, как меняется страна, и участвовать в этом.
Приоритеты нам диктует время. Сегодня это модернизация страны, перевод ее на инновационные рельсы. Важнейшая стратегическая задача для Палаты – привлечение инвестиций как необходимое условие решения остальных задач. Сегодня в мире конкуренция – за инвестиции, за технологии, за информацию – стала основой экономической борьбы. Здесь, к сожалению, у нас как у страны пока не самые лучшие позиции. На мой взгляд, чтобы изменить эту ситуацию, надо, прежде всего, сформировать в стране соответствующие законы и добиться их безусловного исполнения. Инвестору должно быть выгодно и безопасно работать в России.
Мы разработали проект так называемой инвестопроводящей инфраструктуры, чтобы поддерживать лучшие проекты, искать для них инвесторов и создавать наилучшие условия для реализации. Мы выбрали пятнадцать пилотных регионов и верим, что все получится и это будет пример того, что можно делать. Ведь все абсолютно реально: например, Калужская область была весьма средним регионом со слабой промышленностью, а теперь это мощный индустриальный кластер. Там строятся десятки предприятий, развивается инфраструктура, создаются десятки тысяч новых рабочих мест, востребованы инженерные и рабочие профессии, люди получают за труд хорошие деньги и туда охотно идут инвесторы. Для координации действий мы организовали департамент по работе с инвестициями и выходим с законодательными инициативами в Госдуму, тесно работаем с министерством экономического развития. В этой работе участвуют и наши зарубежные представительства.
– ТПП РФ, насколько нам известно, активно работает с британскими партнерами через свое представительство.
– Да, это так. Мы также активно работаем с Российско-британской торговой палатой, которой в этом году исполняется 95 лет. Хочу подчеркнуть, что прямые торговые связи между Россией и Великобританией имеют давнюю историю и богатые традиции. Британия – один из ведущих торговых и инвестиционных партнеров России. Объем нашей взаимной торговли в 2010 году, по данным российской таможенной статистики, составил около 16 млрд долларов и вырос по сравнению с 2009 годом на 26 %. По итогам минувшего года, Великобритания заняла первое место среди стран-инвесторов по объему инвестиций, направленных в Россию. Российские и британские компании, включая малые и средние, приходят к пониманию необходимости развивать самые разные формы сотрудничества, в том числе в высокотехнологичных отраслях экономик наших стран, особенно сейчас, когда в России открываются возможности сотрудничества в сфере инновационного развития. Я вижу большие возможности сотрудничества и на региональном уровне при решении комплексных вопросов развития российских регионов, реализации программ поддержки малого и среднего бизнеса и проектов в области транспортной и социальной инфраструктуры.
– В чем вы видите уникальные возможности ТПП РФ в достижении основных экономических целей России – модернизации ее экономики и развития инновационных подходов?
– Альтернативы переходу на технологии шестого технологического уклада, которые могут обеспечить экономическую и оборонную силу страны, у России попросту нет. В 90-е годы, когда «дикий» рынок правил бал, об этом не думали, и передовые позиции были потеряны. В результате, объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет сегодня около 3 трлн долларов: 39 % – это продукция США, 30 % – Японии, 16 % – Германии. Доля России – всего 0,3 %. Мы считаем, что Россия по-прежнему обладает огромным научным и производственно-техническим потенциалом во многих отраслях. Но существующая нормативно-правовая система еще не соответствует потребностям инновационного развития. Нужно выстроить национальную инновационную систему как совокупность законодательных, административно-организационных, финансовых, инфраструктурных, информационно-медийных компонентов. В стране сегодня много интереснейших разработок, однако многие из них находятся на уровне идей и слабо подготовлены для практического внедрения. Именно поэтому нужны эффективные инструменты поддержки и продвижения инновационных проектов.
Спрос на инновации в стране сегодня невысок. В России только 10 % предприятий внедряют инновации. Для сравнения, в Германии и Бельгии на инновационные проекты приходится порядка 50–70 % проектов. У наших малых и средних предприятий, как правило, элементарно не хватает собственных оборотных средств, а заемные средства для них пока дороги. Крупные предприятия не видят сегодня в расходах на инновации практического смысла из-за слабости конкуренции. Пока только создаются государственные механизмы экономического стимулирования инновационного развития через налоги, таможенно-тарифное регулирование, технические регламенты. Безусловно, при этом учитывается мнение бизнеса, представленное ТПП РФ.
Очень важно поскорее принять федеральный закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации», который стал бы правовой базой модернизации и технологического развития российской экономики. Он должен быть подкреплен фундаментальным законодательным актом о промышленной политике, у нас есть серьезные концептуальные наработки в этом плане. Слабо в законодательстве прописаны также нормы, регулирующие цивилизованный оборот интеллектуальной собственности. В результате, очень часто достижения российского интеллекта воплощаются в разработках в других странах и представляются ими уже как собственное ноу-хау.
Итак, наши приоритеты – это формирование современного инновационного законодательства, стимулирующего вложения в инновации и наращивание механизмов коммерциализации разработок. Мы убеждены, что на этом направлении именно у нас имеются уникальные возможности. Нет в стране другой негосударственной структуры, имеющей такую разветвленную и охватывающую всю территорию России сеть, как система торгово-промышленных палат. Сегодня ТПП РФ объединяет 174 территориальные торгово-промышленные палаты: 81 в субъектах РФ и 93 в муниципальных образованиях. В палаты входят более 47 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей. Члены ТПП РФ – 207 союзов, ассоциаций и других объединений предпринимателей. У нас 16 представительств за рубежом, 66 деловых советов по сотрудничеству с зарубежными странами. Интересы важнейших сфер производства и предпринимательства представляют 34 комитета ТПП РФ и более 1000 общественных экспертных формирований, созданных территориальными палатами. В составе комитетов работают представители предпринимателей, научного и экспертного сообщества, органов государственной власти. Единая система ТПП, отлаженная деловая инфраструктура ТПП РФ в России и за рубежом, возможности экспертизы и качественного отбора проектов, лоббистские и партнерские возможности и признанный бренд ТПП РФ составляют серьезный ресурс, который идеально подходит в качестве «опорной сети» для реализации национальной инновационной стратегии.
– Как вы используете этот ресурс и каких результатов удается достичь?
– Мы заключаем трехсторонние соглашения в регионах – администрация субъекта РФ, ТПП РФ, территориальная ТПП – о содействии развитию инвестиционной и инновационной деятельности. ТПП РФ берет на себя создание необходимых информационных баз данных, содействует привлечению российских и иностранных инвестиций в регион, участвует в подготовке и реализации бизнес-планов, помогает установить деловые контакты, проводить совместные выставки-ярмарки, семинары с целью развития предпринимательства в регионе. Она также содействует формированию современной производственной, финансовой и торговой инфраструктуры региона, помогает в установлении и развитии прямых связей между предприятиями, содействует активизации внешнеэкономической и межрегиональной деятельности, развитию экспорта региона. Такие соглашения уже заключены в Чувашской Республике, Ставропольском крае, Ивановской, Курской, Нижегородской, Новосибирской областях.
Мы также реализуем ряд проектов по поддержке и развитию инновационного предпринимательства с опорой на территориальные палаты. Так, подписано соглашение о сотрудничестве между ТПП РФ и Фондом развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»).
Реальные трудности, с которыми сталкиваются малые инновационные предприятия при внедрении результатов интеллектуальной собственности, подтолкнули нас к созданию сети региональных Центров коммерциализации технологий (ЦКТ). Основная задача сети ЦКТ «Сколково – ТПП РФ» – создание региональной инновационной инфраструктуры для поиска, анализа, отбора и доработки инновационных проектов, исследования рынков сбыта, предоставления различных консалтинговых и инжиниринговых услуг для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и дальнейшей поддержки инновационных проектов венчурными партнерами.
ТПП РФ ставит перед собой задачу организовать работу по созданию бизнес-инкубаторов и технопарков в регионах России, предлагая региональной администрации привлечь территориальную ТПП в качестве соисполнителя проекта. При этом территориальная палата, опираясь на методическую, информационную и организационную поддержку ТПП РФ, способна предложить широкий спектр услуг – от содействия в подборе компаний-резидентов по профилю бизнес-инкубаторов и технопарков, маркетингового сопровождения проектов вплоть до этапа реализации конечной продукции, привлечения финансирования резидентов существующими институтами развития и участия в подготовке и переподготовке кадров. Такая поддержка позволит получить определенные репутационные преимущества соответствующим бизнес-инкубаторам, технопаркам и их резидентам в предпринимательской среде. Это направление особенно важно в плане поддержки малого инновационного бизнеса: известно, что 85 % инновационной продукции в мире производится именно на малых инновационных предприятиях.
– Надо полагать, одновременно растет роль и значение территориальных палат?
– Безусловно. Мы считаем, пришло время, чтобы ТПП получили дополнительные полномочия по реализации мер поддержки предпринимательства, осуществляемые сегодня региональной исполнительной властью. Конечно, сегодня далеко не во всех регионах власть, как и сами ТПП, готовы к такой постановке вопроса, ведь передача полномочий предполагает и передачу части средств регионального бюджета и соответствующих обязательств и ответственности. Но мы работаем с администрациями регионов, перестраиваем соответствующим образом систему ТПП и верим в успех.
– С какими вопросами обращаются представители крупного и малого бизнеса? Меняется ли характер проблем, с которыми они сталкиваются?
– К нам обращаются за услугами, в поисках партнеров, с жалобами. Заметно возросло число обращений по практике применения законодательства. К примеру, закон о госзакупках гласит, что не менее 10 % госзаказа нужно отдавать малому бизнесу, а в реальности небольшие предприятия к госзаказу нередко просто не допускают. Идет информация о недостатках правовых актов, о том, что в новых законах полезно бизнесу, а что ему вредит. Это нормальная «обратная связь». Многие законы были изменены или сейчас находятся в процессе изменения именно в результате обращения предпринимателей в палату.
Характер проблем, с которыми сталкивается бизнес, понемногу меняется. В свое время, например, малый бизнес практически не имел поддержки от государства; сейчас форм поддержки достаточно много, и малые предприниматели обращаются с просьбой помочь разобраться с возможностями и выгодами для них тех или иных программ. Раньше одной из острейших проблем были постоянные проверки бизнеса, причем обычно они были продиктованы желанием проверяющих получить деньги за положительное заключение. Сейчас частота проверок законодательно ограничена, и хотя на практике нарушений еще предостаточно, все равно бизнес вздохнул чуть свободнее.
Есть и «вечные вопросы», как, например, коррупция. На VI Съезде ТПП РФ в марте этого года 82 % опрошенных делегатов съезда именно ее поставили на первое место в перечне того, что мешает предпринимательству. Донимают малый и средний бизнес и административные барьеры, рейдерские захваты и случаи подделки продукции. Есть немало претензий к неправомерным действиям правоохранительных органов. В целом число обращений предпринимателей, руководителей территориальных палат по различным вопросам обеспечения экономической безопасности бизнеса в первой половине нынешнего года выросло по сравнению с первым полугодием 2010 года: стало 368, а было 314. Бизнесменам в нашей стране пока работать бывает весьма непросто.
Защита законных экономических интересов предпринимателей – это очень важное направление деятельности системы российских ТПП. В ТПП РФ есть департамент экономической безопасности предпринимательства. В территориальных палатах создано более сотни соответствующих подразделений. Два года назад мы подписали соглашение о сотрудничестве с Генпрокуратурой РФ. Возможность взаимодействовать с прокуратурой получили и территориальные палаты. Это помогает более оперативно и объективно реагировать на обращения предпринимателей и информировать деловых людей и общество о нарушениях.
В наше время, когда почти всю интересующую информацию можно найти через Интернет, что может предложить иностранным компаниям организации типа ТПП РФ? Конечно, обо всем сегодня можно узнать в Интернете. Но вот получить исходную информацию, подготовить, отфильтровать, обеспечить ее достоверность, содействовать бизнесу в решении острых вопросов, представлять и, если надо, защищать его интересы, предложить огромный спектр услуг и гарантировать качество, быть проводником на сложном меняющемся рынке может именно палата, а не электронная страница. Но электронный ресурс никак не может подменить единую систему торгово-промышленных палат, деловую инфраструктуру ТПП РФ в России и за рубежом, гарантировать экспертизу и качественный отбор проектов и т. д. Наконец, сам бренд «Торгово-промышленная палата Российской Федерации» кое-что значит – надеюсь, я сумел вас в этом убедить.
ТПП-Информ
Отправить ответ