Как заметил президент РСПП Александр Шохин, совершенствование профессионального образования и институтов рынка труда для бизнеса очень важный и приоритетный вопрос. Тема качественного обновления профессионального образования в последние годы неоднократно обсуждалась на совещаниях высокого уровня. Правительство и минобрнауки активно занимаются реформированием системы образования в целом и профессионального образования в частности. Новшества инкорпорируют в закон «Об образовании», который будет приниматься в ближайшее время.
РСПП обеспокоился судьбой рабочих рук России. Комиссия по профессиональному образованию, изучив обстановку, пришла к выводу, что к 2020 году предложение специалистов в некоторых отраслях сократится больше чем наполовину. К сожалению, как выяснили промышленники и предприниматели, большая часть учащихся выбирает будущую профессию абсолютно случайно, лишь бы поступить в вуз. А затем, как правило, бывшие студенты работают не по специальности. А там, где больше платят.
Недолго ждать и очередной демографической ямы в 2016-2017 годах, на которую негативно повлияют и нынешние недостатки системы подготовки кадров. Почти на 43% упадет количество специалистов. В 2017 году дефицит профессиональных квалифицированных рабочих составит 83%. Важно, подчеркивают в РСПП, внедрять в обучение профстандарты, надо научиться менять структуру образования. Необходимо детально знать план развития регионов и соответственно бизнеса с точки зрения потребности в рабочей силе на ближайшие 15-20 лет.
Что делать? Ответ прост — за нужных работников придется голосовать рублем. Как отметил докладчик, председатель комиссии Анатолий Карачинский, владельцы предприятий уже готовы на многое, лишь бы удержать на своих производствах профессионалов.
Правда, промышленники и предприниматели поняли, что самим с ситуацией им не справиться, и обратились за помощью к государству. Решительно открыть границы для готовых вкалывать в любых условиях за сущие копейки гастарбайтеров.
Карачинский предлагает разработать совместный «план по развитию рынка труда, учитывающий изменения в миграционном законодательстве».
Что же касается развития системы профессионального образования, то промышленники и предприниматели назвали несколько направлений: прогнозирование и мониторинг текущих и перспективных потребностей рынка труда по профессиям, отраслям, регионам, уровням образования; реализация с участием бизнеса механизмов внешней оценки качества результатов обучения в системе профессионального образования; стимулирование инвестиций в систему профессиональной подготовки; сохранение специалитета для определенных специальностей (не бакалавриат и магистратура); получение рабочих профессий в системе высшего и среднего профессионального образования; софинансирование организации производственной практики вместе с системой образования.
Обнадежил присутствующих министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Он отметил, что много спекуляций идет по поводу начального и среднего профобразования. «Мы намеренно в новом законе убрали термин «начальное профобразование», — подчеркнул министр. — Этот термин — красная тряпка для любого родителя. ПТУ — это социальное клеймо. В рамках среднего профобразования два уровня. Это подготовка квалифицированных специалистов. Квалифицированного рабочего, который имеет определенную специализацию, можно подготовить за год. Второй уровень — это нормальное среднее профобразование, которое должно давать статус, сравнимый со статусом бакалавра в университетском образовании».
Вторым вопросом заседания стали предложения бизнеса по поводу совершенствования контрольно-надзорной деятельности органов власти. Поводом для обсуждения этой темы послужил анализ трехлетней практики применения Закона «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Выводы оказались весьма негативными: закон содержит пробелы и сохраняет лазейки для нарушения прав предпринимателей. Так, нормы закона не распространяются на ветеринарный контроль, бизнес в сфере управления жильем. Государственные учреждения и муниципальные власти, тем не менее, контролируют эти сферы, но получают при этом больше возможностей для злоупотреблений. Упомянули предприниматели и практику, когда под угрозой выявления нарушений чиновники навязывают бизнесу платные услуги.
Наибольшее беспокойство РСПП вызывает желание государства ужесточить нормы контроля за бизнесом после очередной крупной катастрофы, как затонувшей «Булгарии» или падения лайнера. После беды с теплоходом правительство приняло решение об отмене согласования проверок на транспорте с прокуратурой. А авария на шахте «Распадская» стала поводом для отмены принятого ранее порядка приостановления деятельности компаний только по решению суда. В РСПП считают, что расширять полномочия ведомств возможно и нужно, но только после тщательных исследований по оценке рисков. Необходимо определить исчерпывающий перечень всех видов государственного и муниципального контроля, который должен быть закреплен в одном законодательном акте, считают в РСПП. Свои предложения по исправлению ситуации в стране бюро РСПП оформило в виде постановления о совершенствовании правового регулирования контрольно-надзорной деятельности и устранении административных барьеров.
Промышленники и предприниматели предлагают стимулировать дальнейшее развитие и поддержку саморегулируемых организаций, действующих как на условиях обязательного членства, так и на добровольных началах. Причем возможно последовательно передавать им государственные полномочия по регулированию и контролю.
РСПП предложили реорганизовать и сократить федеральные органы государственного контроля (надзора), снизить количество выездных проверок, в том числе за счет создания и развития системы дистанционного контроля. И главное — установить четкую периодичность проверок в зависимости от уровня риска.
Елена Шмелева
Отправить ответ