Вчера Белый дом опубликовал постановление правительства «О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата», подписанное премьером Владимиром Путиным 15 сентября 2011 года. Постановление уже в третий раз за историю реализации киотских проектов в РФ меняет правила игры на рынке, полностью отменяя действие предыдущего 843-го постановления и ведомственных актов.
Напомним, проект постановления был передан в правительство 2 сентября, а с 13 по 28 сентября он проходит публичные консультации в рамках оценки регулирующего воздействия Минэкономики. Цель оценки — «выявление в нем положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности». Исходя из того, что РСПП проект постановления в том виде, в котором он подписан, категорически не устраивал (см. «Ъ» от 15 сентября и 30 июня), министерство должно получить достаточно замечаний. Если оценка регулирующего воздействия обнаружит избыточные ограничения, министерство вправе направить в правительство рекомендации вновь откорректировать постановление. Впрочем, в РСПП сомневаются, что Минэкономики повлияет на судьбу документа.
Между тем в день подписания документа премьером Комитет по надзору за реализацией совместного осуществления ООН (КНСО) одобрил рекомендации по совершенствованию рынка ПСО, которые будут рассмотрены конференцией сторон Киотского протокола на очередной встрече в декабре 2011 года. Они, отметим, разрабатывались по требованию совещания стран—участниц Киотского протокола и предполагают фактически ликвидацию национальной процедуры регулирования рынка ПСО с передачей полномочий на международный уровень.
КНСО, в частности, рекомендует передать контроль над эмиссией сокращений, полученных от реализации проектов, наднациональному органу в ООН — в том числе из-за конфликтов, которые сопровождают реализацию проектов в РФ. Главная цель — «уменьшить риски, которые принимают на себя участники проектной деятельности»,— отмечается в документе ООН. Речь, судя по всему, идет о судьбе ПСО компании «Галополимер», о чем неоднократно писал «Ъ» (см., например, номер от 8 августа). Более того, КНСО предлагает изменить процедуру так, чтобы наднациональный орган проверял отчет по мониторингу ПСО и верификации сокращений, которые сейчас утверждают независимые верификаторы, и только после этого эмитировал единицы сокращений выбросов, подлежащих передаче покупателю. «КНСО правильно отреагировал,— убежден глава рабочей группы по вопросам изменения климата экологического комитета РСПП Михаил Юлкин.— Когда сокращения по проектам «Галополимера» были увеличены с 7,6 млн до 40,5 млн единиц, у них, конечно, появились вопросы к регулирующим органам и валидаторам в РФ. Такие действия обесценивают киотские единицы».
Пока из 90 млн тонн сокращений, переданных в рамках ПСО, на долю РФ приходится всего порядка 20 млн тонн. Член КНСО Евгений Соколов из Carbon Trade and Finance заявил «Ъ», что, даже в случае одобрения рекомендаций комитета в декабре 2011 года, «в ближайшие два-три года ни роли Сбербанка, ни национальным процедурам на рынке ПСО в РФ ничего не угрожает». Рекомендации разрабатывались для второго периода по Киотскому протоколу (срок обязательств по первому периоду истекает в 2012 году), по которому согласия у стран—участниц договора пока нет. Впрочем, КНСО предлагает продолжить выпускать киотские единицы, образовавшиеся в ПСО в 2008-2012 годах, и после окончания первого периода, полностью возложив контроль над эмиссией проектных сокращений на себя. «Чтобы предложения были приняты, никто из сторон конференции протокола не должен возражать»,— поясняет господин Соколов. Российские переговорщики неоднократно заявляли, что не хотят продления Киото, но в продолжении ПСО крайне заинтересованы. «Ъ» будет следить за развитием событий.
Алексей Шаповалов
Отправить ответ