Уральская стратегия развития промышленности — не уникальна, в других регионах России подобные документы уже существуют. Так, своей стратегией промышленности обзавелась Нижегородская, Тамбовская области, а также Чувашия и еще несколько других субъектов Федерации. На Среднем Урале необходимость принятия специальной концепции эксперты объясняют тем, что промышленность региона вроде бы понемногу реабилитировалась после кризиса. Однако, отмечают в областном кабинете министров, достигнуть показателей, сопоставимых с докризисными, предприятиям удалось в основном за счет экстенсивного расширения производства. По прогнозам министра промышленности и науки Свердловской области Александра Петрова, регион выйдет на докризисный уровень объемов промышленного производства в конце 2011 года. К этому времени восстановительный период закончится, а экстенсивные факторы роста будут исчерпаны. То есть, если региональные власти не вмешаются и не помогут бизнесу, скорее всего, промышленность впадет в стадию стагнации.
Собственно, предпосылки к этому невооруженным глазом видны уже сегодня. Область по-прежнему остается регионом, который ориентирован на сырьевые рынки, здесь доминируют первичные сектора экономики с низкой долей добавленной стоимости в выпускаемой продукции. У большинства уральских предприятий нет свободных денег для внедрения новых технологий. К примеру, в машиностроении станки с числовым программным управлением составляют менее 9 %. Понятно, что с таким количеством современной техники на инновационные рельсы встать трудновато.
На Урале с трудом, да и что скрывать, с большой неохотой предприятия осваивают инновационные технологии, система внедрения в производство научных разработок развита слабо. Спрос на рабочую силу не соответствует предложению: не хватает высококвалифицированных рабочих. «Нам нужны монтажники, сварщики, станочники, — рассказывает гендиректор Уралмашзавода Олег Данченко. — Рабочих приходится приглашать из других регионов и даже стран: из Украины и Белоруссии!» Производительность труда в регионе в два с половиной раза ниже общемировой, и на 20% — средней по России. Как следствие — инвестиционная привлекательность промышленных предприятий на Урале низкая, больше 42 % из них — убыточные.
Власти оценили остроту проблемы. Решили, что необходимо промышленников поддержать.
Разногласия, как и полагается, возникли, когда стали решать, какие серьги какой сестре достанутся. Так, министр промышленности и науки области Александр Петров считает, что «гигантам» власти достаточно активно помогли в кризис. Сейчас настал черед обратить взгляды на динамично развивающиеся инновационные предприятия, создавать современную инновационную инфраструктуру: венчурные фонды, технопарки и бизнес-инкубаторы. Министр пообещал, что к 2015 году в области появится не менее 30 новых объектов инновационной инфраструктуры. «Малышам», считает он, нужно помочь и с поиском инвесторов, заказчиков, с арендой помещений и закупкой оборудования. Надо попытаться снизить для них «высоту» административных барьеров, через которые им приходится перебираться.
Из списка приоритетов первый вице-президент Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей Михаил Черепанов вычеркнул бы металлургию как отрасль, которую не следует поддерживать. Сами справятся. Он соглашается с Петровым в том, что нужно поддерживать малый бизнес, однако уточняет: только те предприятия, которые выпускают конечный продукт.
Предугадать, насколько комплексная программа будет соответствовать пожеланиям промышленников и ученых, пока трудно. Непонятно также, смогут ли власти при весьма ограниченных финансовых и юридических возможностях региона достигнуть озвученных ими целей. Однако больше всего бизнесмены опасаются того, что программа превратится в очередную декларацию. Существует ненулевая вероятность такого исхода, поэтому разработчики программы должны обратить особое внимание на те механизмы, с помощью которых они собираются поднимать на ноги уральскую промышленность, советуют эксперты.
Надежда Гаврилова
Отправить ответ