Не секрет фирмы. Госкомпании заставят отчитываться о всех крупных покупках

По словам главы минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, ожидается, что документ вступит в силу с 1 июля будущего года. Разногласия с ФАС остаются принципиальными, есть замечания и у других ведомств, так что обсуждение проекта в правительстве будет горячим. Но эксперты считают, что перевод госзакупок на ФКС — вопрос практически решенный.

Сегодня перед нами стоит задача сделать российскую экономику более диверсифицированной, чтобы развивались не только сырьевые отрасли, — отметила Эльвира Набиуллина на конференции, посвященной закупкам госкомпаний. — Поэтому нужно включить все источники внутреннего спроса.

Закупки госкомпаний и ведомств в этом плане — существенный ресурс. Ежегодно они тратят на эти цели 13 триллионов рублей. Из них 7 триллионов рублей — расходы госкомпаний. При этом система закупок в компаниях остается тайной за семью печатями, а госведомства хоть и тратят казенные деньги публично, делают это неэффективно.

Минэкономразвития надеется, что реформа законодательства решит эту проблему. Федеральная контрактная система должна отрегулировать весь цикл госзакупок: от планирования того, что требуется государственным структурам, до оценки эффективности потраченных бюджетных средств.

Второй документ — 223-й закон о закупках госсектора (вступает в силу с 1 января 2012 года) наведет порядок в сфере, которая сейчас законодательно не регулируется.

— Некоторые компании построили собственные эффективные закупочные системы. Но практика других, и их большинство, носит антирыночный, закрытый характер, что оборачивается неоправданным ростом издержек и повышением тарифов. Расплачиваются в результате насел

Новый 223-й закон введет информационный стандарт для закупок госсектора, повысив их прозрачность. С 1 января будущего года госкомпании обяжут публиковать информацию о закупках на своих сайтах, а с 1 июля — на едином госпортале. Кроме того, они должны будут разработать свои положения о закупках, публиковать планы закупок, а также извещения о проведении торгов.

— Хорошо, что минэкономразвития не стало навязывать всем госкомпаниям единый стандарт закупок, — комментирует генеральный директор «Росатома» Сергей Кириенко. — Второй положительный момент: цена товара или услуги не является главным критерием для отбора поставщика.

По его словам, есть и другие, порой гораздо более важные параметры: качество, сроки поставки, безопасность.

— У нас был прецедент с оборудованием для теплоэнергетической станции в Китае, — вспомнил Кириенко. — Изначально за него просили 100 тысяч долларов. Мы блестяще провели конкурсные процедуры, заплатили в итоге вполовину меньше. Но сроки поставки нам сорвали на три месяца. А простой станции обходится в один миллион долларов в день. Сэкономили, называется.

Участники рынка говорят, что, помимо плюсов, в законе есть и минусы, поэтому его нужно корректировать. Например, сделать так, чтобы и после 1 июля 2012 года информацию о закупках разрешалось дублировать на официальном портале и сайтах компаний. Поправка нужна для того, чтобы не сорвать закупки: к работе официального ресурса у пользователей масса претензий.

По мнению гендиректора торгового портала Сергея Габестро, госкомпаниям вообще нужно дать возможность самостоятельно выбирать, где публиковать информацию о госзакупках: на собственном сайте, на гопортале или же в электронных СМИ. Этот «переходный период» должен действовать хотя бы до 2013 года.

— Нужно отказаться от фиксированного перечня товаров, которые закупаются на электронных торгах, а вместо этого установить процент от объема конкурентных процедур, который компании будут определять сами. Будет меньше поводов нарушать закон, — считает Габестро.

Есть вопросы к реестру недобросовестных поставщиков. Согласно закону список будет вести уполномоченный орган. Это значит, что доступ к «доске позора» будут иметь все. Но один и тот же поставщик может быть недобросовестным для «Роснано», но вполне надежным, к примеру, для «Росатома». Как быть в этом случае? Эксперты считают, что нужно отдать полномочия по составлению «черного списка» самим компаниям, чтобы они вели его для внутреннего пользования.

Эльвира Набиуллина предложила участникам рынка и экспертам совместно «настраивать» закон. Инициативы соберет «Деловая Россия», после чего они будут переданы в минэкономразвития. Часть предложений министр уже взяла на заметку. Одно из них касается создания Центрального арбитражного комитета, который будет заниматься досудебным разрешением споров, возникающих в процессе закупок.

Юлия Кривошапко

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*