Расписание на три года. Минфин предлагает внести изменение в налоговое законодательство по 9 направлениям

С 2012 года предлагается снизить размер ставки «социальных сборов» с заработных плат с 34 до 30% (для малого неторгового бизнеса — с 26 до 20%). Но для компенсации потерь бюджета и Пенсионного фонда было принято решение с того же 2012 года на «большие» зарплаты ввести дополнительный сбор в размере 10%. Снижение эффективной ставки взноса распространится на зарплаты до 716 тысяч рублей (59,7 тысячи в месяц) в 2012 году и до 793 тысяч рублей (66 тысяч в месяц) — в 2013 году. Это новшество благоприятно для обществ большей части России, где зарплаты не превышают вышеуказанных сумм. Однако перспектива для высокооплачиваемых специалистов не радужная.

Соблюдения налогового законодательства будет уже недостаточно. У налогоплательщика возникнет новая обязанность — удовлетворить субъективное сомнение представителей фискальных органов в том, какая цель ими преследовалась при исполнении норм закона.

Повышающие коэффициенты в отношении всего лизингового имущества предлагается отменить. Применять их целесообразно, считает минфин, только в отношении лизинговых операций, связанных с модернизацией экономики и обновлением фондов. Что попадет в перечень — неизвестно. Тем же, кто сейчас пользуется лизинговым имуществом, не имеющим прямого отношения к производству, целесообразно пересмотреть выгодность лизингового проекта с учетом этих новшеств. На мой взгляд, существует реальный риск, что про модернизацию начнут забывать.

Предложено проведение оптимизации налоговых льгот и выявление неактуальных льгот с целью их отмены. Ликвидация федеральных льгот по региональным и местным налогам — мечта регионов России, поскольку, по сути, центр дает льготы федеральным учреждениям и территориям за счет бюджетов регионов. Конечно, федеральный бюджет «разорится» на уплату налогов федеральной территории, но зато региональный бюджет пополнится. Однако оптимизация льгот в итоге может ограничиться только этим, т.к. минфин в основных направлениях указал, что в ближайшее время наиболее крупные налоговые льготы (в отношении железнодорожных путей, магистральных трубопроводов и линий энергопередачи) следует сохранить «с целью создания возможностей для развития соответствующей инфраструктуры и сдерживания роста тарифов».

Возможно, с 2012 года станет выгоднее продавать недвижимость, а также списывать безнадежные долги. Документ предполагает закрепление на законодательном уровне точной даты признания дохода от реализации недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации, с учетом того, что дата передачи недвижимого имущества и дата регистрации, как правило, разительно отличаются. Аналогичная ситуация сложится в отношении даты признания долгов безнадежными.

С 1 января 2014 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности отменяется. С 1 января 2012 года численность персонала «вмененщика», занимающегося розничной торговлей или общепитом, не должна превышать 50 человек. А с 2013 года эти виды деятельности вообще перестанут подпадать под «вмененку». Конечно, до тех пор не стоит отказываться от специального режима, если его применение приносит экономическую выгоду.

Минфин хотя и признает налоговую оптимизацию, но предлагает особое внимание уделить критериям, отделяющим законное уменьшение налоговых платежей от избежания от налого обложения, а также процедурам проверки установления «деловой цели». На мой взгляд, это позитивное предложение. Однако Минфин России так и не указал конкретные способы, с помощью которых можно проверить деловую цель сделок и наличие «налоговой выгоды», а только перечислил уже существующие инструменты, такие как использование практики, накопленной арбитражными судами, а также зарубежного опыта, что практически, полагаю, не решит проблемы.

Особое внимание стоит уделить пункту 9.1 утвержденного документа, в соответствии с которым предлагается ввести правила определения того, насколько законно со стороны налогоплательщика было соблюдение налогового законодательства. Другими словами, предполагается ввести правила и конкретные процедуры, определяющие, соблюдал ли налогоплательщик закон с целью просто выполнить свои обязанности или же соблюдал, но при этом имел цель сэкономить свои средства, то есть преследовал своей целью извлечь максимальную прибыль. Таким образом, соблюдения налогового законодательства будет уже недостаточно. У налогоплательщика возникнет новая обязанность — удовлетворить субъективное сомнение представителей фискальных органов в том, какая цель ими преследовалась при исполнении норм закона.

Армен Бахтин,
управляющий партнер Юридической компании «Приоритет»

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*


Доживем до 2014-го? Налоги должны стимулировать деловую активность предпринимателей, а не душить ее

Отмечу, что ранее для всех категорий «упрощенцев» тариф составлял 14%, а об ослаблении тарифов для плательщиков единого налога на вмененный доход авторы новаций вообще ничего не говорят. Хотя ЕНВД и планируют отменить с 2014 года, но малому бизнесу, который на него переведен, хорошо бы не обанкротиться до этого времени. Кроме того, многие предприятия — плательщики ЕНВД всерьез рассматривают вопрос о переходе на выплату заработной платы «в конвертах».

Полагаю, что налоги должны стимулировать деловую активность предпринимателей, а не душить ее. При реализации налоговой политики нужно учитывать, что в современном мире налоги — гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Вместе с тем «Основные направления налоговой политики до 2014 года», разработанные минфином и утвержденные кабинетом министров прошедшим летом, в целом носят инертный характер, сохраняется ощущение приоритетности фискальной, а не стимулирующей функции налоговой системы.

Более того, продолжается практика некорректного толкования фискальными органами положений НК РФ. Так, согласно августовскому письму минфина N 03-03-06/1/518 при увеличении уставного капитала ООО за счет нераспределенной прибыли прошлых лет у участников общества возникает доход, 20% которого нужно уплатить в федеральный бюджет (пп. 15 п. 1 ст. 251). Но при этом не принимается во внимание, что такое увеличение по сути является инвестицией самого общества, не меняет доли и имущественные права участников, следовательно, и дохода не возникает.

На практике нередко возникают ситуации, когда по вопросам налогообложения предприятий позиции минфина РФ и ФНС не совпадают, а иногда и принципиально противоречат друг другу. Так, к примеру, в связи с появлением письма минфина от 7 августа 2007 года N 03-02-07/2-138 налогоплательщикам и налоговым органам неясен статус письменных разъяснений минфина. В результате налоговые органы игнорируют «неудобные» для них разъяснения, а в итоге страдают предприниматели.

Конечно, у налоговиков есть свой приоритет — план по сбору налогов. От этого напрямую зависит сбалансированность бюджетной системы. Но ее целесообразно обеспечивать не за счет увеличения налоговой нагрузки на бизнес и поиска новых налогов там, где их нет, а за счет выявления резервов действующей налоговой системы, в том числе за счет улучшения администрирования налогов и страховых взносов, искоренения случаев «потерь» бюджетных доходов, а попросту говоря — коррупции, увеличения неналоговых доходов от государственной собственности.

Кроме того, необходимо тщательнее продумывать социальные обязательства государства, прежде чем их брать на себя. Резервом пополнения бюджетов наряду с налоговыми поступлениями должно стать более эффективное использование имущества, находящегося в региональной и муниципальной собственности и поступления от его приватизации. По данным Счетной палаты РФ, имеется примерно 165 млн учтенных объектов имущества балансовой стоимостью 36,3 трлн руб.

Если говорить о реализации налоговой политики на ближайшую перспективу, то следует активнее стимулировать инвестиционные потоки и реальный сектор производства товаров, работ или услуг; усиливать налоговое стимулирование инновационных и наукоемких предприятий; обеспечить, наконец, прозрачные и эффективные механизмы налогового администрирования.

Чтобы хотя бы частично перейти от фискальной функции налогов к стимулам для развития экономики, нужно:

— ускорить принятие правительственного законопроекта N 596284-5 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ», которым предлагается с 1 января 2012 года по 1 января 2018 года установить для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон нулевую ставку по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет;

— ввести сверхускоренную амортизацию для вновь вводимого в эксплуатацию высокотехнологичного оборудования, разрешив предприятиям списывать в первый год эксплуатации такого оборудования 20-30% его стоимости, а в отношении технологически прогрессивного оборудования — до 100% его стоимости;

— отнести к средствам целевого финансирования, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, средства, полученные организациями на осуществление научной и (или) инновационной деятельности вне зависимости от источника финансирования;

— освободить малые инновационные предприятия от уплаты налога на прибыль организаций (налоговые каникулы) в течение первых 2 лет работы, а также от уплаты 50% суммы налога — в последующие два года;

— в целях налогового стимулирования организаций- работодателей к финансированию профессионального образования (в том числе к направлению финансовых ресурсов на развитие материально-технической базы общеобразовательных учреждений профессионального образования) исключить суммы, инвестируемые бизнесом в переоснащение таких учреждений, из налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

— расширить круг налогоплательщиков, имеющих право на заявительный порядок возмещения НДС. Показатель в 10 млрд руб. по сумме уплаченных налогов автоматически «отсекает» малый и средний бизнес от возможности воспользоваться таким правом;

— не облагать НДС все операции, связанные с реализацией инновационной продукции;

— расширить утверждаемый правительством РФ перечень освобождаемого от обложения НДС высокотехнологичного оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ;

— рассмотреть вопрос о распространении налоговой льготы по налогу на имущество организаций, касающейся энергоэффективного оборудования, не только на «вновь вводимые объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность», но и на уже эксплуатирующиеся объекты промышленных предприятий.

Эти и другие актуальные вопросы современной налоговой политики будут более подробно отражены в ежегодном налоговом докладе ТПП России, который готовится в настоящее время и будет представлен на VII Всероссийском налоговом форуме в декабре с.г. Мы ждем других конструктивных предложений от бизнеса.

Сергей Васильев, директор юридического департамента Торгово-промышленной палаты РФ

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*