Вчера на заседании президиума правительства министр экономики Эльвира Набиуллина сообщила, что запросы министерств по финансированию госпрограмм превышают основные параметры бюджета на 500 млрд руб. в 2012 году и 1,6 трлн руб. в 2013 году. Рост бюджетного дефицита сверх нормы Белому дому пришлось констатировать уже после утверждения 6 июля основных характеристик федерального бюджета на 2012-2014 годы (см. «Ъ» от 7 июля). Тогда бюджетный дефицит на 2012 год был зафиксирован на уровне 1,6 трлн руб. В 2013 году этот параметр по плану Минфина должен составить 1,7 трлн руб. На том же заседании правительства был обнародован окончательный отказ Минфина увеличивать расходы бюджета на полтриллиона рублей в 2012 году. Неожиданный рост бюджетного дефицита — на треть в следующем году и почти вдвое в 2013 году — посреди бюджетного процесса оказался возможен из-за особенностей реформы бюджета. Переход на программный бюджет запланирован Белым домом на 2013 год, и в качестве тренировки министерствам и ведомствам поручено формировать одновременно с традиционным распределением расходов по кодам бюджетной классификации еще и госпрограммы. Пока к бюджету 2012 года они будут прилагаться только в качестве справочного материала.
Вчера на заседании президиума правительства Минэкономики как раз представило отчет о ходе подготовки госпрограмм. Как следует из слов Эльвиры Набиуллиной, министерства продолжают противодействовать консервативной политике Минфина — и дополнительные заявки на расходы, в которых уже было отказано, проявились вновь именно в процессе формирования госпрограмм. Наиболее существенный рост расходов, превышающий лимиты Минфина, министр отметила в госпрограммах по направлению «Инновационное развитие и модернизация экономики». По словам Эльвиры Набиуллиной, по 17 программам этого направления совокупное превышение составляет 300 млрд руб. при одобренном на этом направлении лимите финансирования в 1,8 трлн руб. Поясним: из этой части программного бюджета должны финансироваться президентские инновационные инициативы, и в начале июля Минфин отказался удовлетворять именно эти дополнительные запросы. Есть некоторое превышение лимитов по направлению «Сбалансированное региональное развитие».
В условиях перехода на программный бюджет наибольшую угрозу для его сбалансированности представляют параметры именно 2013 года — в нем сокращать программные расходы будет сложнее, чем просто не выполнять «виртуальный» программный бюджет 2012 года. Тем более что пока правительство вообще не будет учитывать расходы на госпрограмму развития пенсионной системы: министр объявила о принятом решении отсрочить ее введение в действие на 2014 год — ее разработка начнется после утверждения концепции развития пенсионной системы.
В результате обсуждения решено «увязать предложения по госпрограммам с параметрами бюджета». Министр сообщила, что от министерств это потребует и стабилизации целей, и приоритетов, и четкого деления всех приоритетов в рамках конкретных госпрограмм. Очередная сверка госпрограмм с параметрами бюджета произойдет до 22 августа.
Петр Нетреба
Отправить ответ