Давление будет снижаться. Власти пересмотрят нормы, мешающие делать бизнес

Как рассказал «РБГ» Александр Молотников, советник президента «Деловой России», в перечень минэкономразвития вошла значительная часть предложений этой Общероссийской общественной организации. «По просьбам операторов сотовой связи мы ходатайствовали о включении в список «Требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования», поскольку данный документ фактически навязывает операторам работу через ненужных посредников, — уточил Александр Молотников. — Вынужденный пропуск трафика «в обход» снижает надежность связи и не позволяет снижать цены для абонентов, в том числе при национальном роуминге. Как следствие, во время недавно разгоревшегося спора о тарифах на роуминг операторы, может быть, и хотели бы снизить цены, но нормативная база им этого сделать фактически не дает. Тем отраднее видеть в списке актов, утвержденных к пересмотру, этот и другие акты в области телекоммуникаций».

По словам эксперта, «Деловая Россия» приветствует включение в список «Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами». Как отметил Александр Молотников, сегодня из-за неоправданно обширного перечня документов, который требуют таможенные органы, сроки оформления разрешений на вывоз грузов из морских и речных портов зачастую затягивались, владельцы судов несли убытки, связанные с простоем судов и порчей грузов. В терминалах скапливались суда, ожидающие оформления. В частности, особенно остро проблема стоит в перегруженном Санкт-Петербургском порту.

При этом эксперт заметил, что не все акты, предложенные к рассмотрению, были включены в список. Прежде всего это акты, касающиеся авторского права. «Скажем, постановление правительства РФ «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» позволяет осуществлять взимание вознаграждения как за охраняемые, так и неохраняемые объекты авторского права, что налагает дополнительные расходы как на предпринимателей, так и на государственные и муниципальные органы», — пояснил Александр Молотников.

Не были включены в список крайне актуальные акты, регулирующие недропользование. При этом, по словам эксперта, предприниматели, работающие в этой сфере, совершенно не защищены законом, что приводит к большому количеству конфликтов с органами государственной власти. Наконец, не предполагаются к пересмотру крайне устаревшие акты трудового законодательства: в частности, те, что устанавливают командировочные в размере 100 рублей в день, а в каждой компании требуют иметь специальную печать на длинной ручке и кастрюльку с плиткой для плавления сургуча.

Малый бизнес также активно сотрудничает с министерством. Как рассказал «РБГ» Андрей Шубин, руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «ОПОРЫ России», в принципе все предложенные «ОПОРОЙ» акты вошли в перечень. Это акты министерств и ведомств. А представители бизнеса в один голос говорят о необходимости пересмотра не только актов, но и законов.

Нам бы хотелось, чтобы была возможность проводить и ретроспективную оценку законов, поскольку в них также содержатся нормы, оказывающие непосредственное влияние на бизнес, — заявил Андрей Шубин. — Например, поправки в Федеральный закон N 4015-1 Об организации страхового дела в Российской Федерации» предусматривают резкое четырехкратное увеличение минимального уставного капитала для страховых и перестраховочных организаций с 1 января 2012 года, что приведет к существенному сокращению количества субъектов страхового рынка, а это приведет к ограничению конкуренции».

По словам Александра Молотникова, бизнес понимает, что возможности и полномочия минэкономразвития не безграничны и на первом этапе пересматриваться будут лишь подзаконные нормативно-правовые акты. Тем не менее большое количество жалоб предпринимателей вызывают такие федеральные законы, как Градостроительный кодекс РФ, Закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и другие.

Правовые эксперты поддерживают инициативы минэкономразвития, отмечая, что экспертиза правовых актов, без сомнения, важное условие эффективного нормотворчества. «По сути, любой нормативный акт, регулирующий отношения в сфере предпринимательской деятельности, может как затруднять ведение бизнеса, так и, напротив, создавать для него комфортные условия, — говорит Андрей Метелев, юрист правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры». — Логично привлекать бизнес-ассоциации не только для отбора нормативных правовых актов, но и для их оценки».

Как заметил Виталий Бородкин, старший юрист Юридической компании «Приоритет», экспертиза такого уровня в России проводится впервые. «На мой взгляд, при проведении экспертиз важно обратить внимание на подробную и четкую регламентацию действий, прав, обязанностей и ответственности как субъектов предпринимательской деятельности, так и государственных служащих, которые осуществляют контрольные функции, — считает эксперт. — Важно, чтобы пределы полномочий государственных служащих были максимально четко определены и не шли вразрез с интересами проверяемых субъектов. Важно, чтобы служащие и предприниматели помнили, кто из них и какую функцию выполняет. Для экономики государства нехорошо, когда чиновники начинают «охотиться» на предпринимателей, как серый волк на зайца. В таких условиях сложно не только уважать закон, но и пополнять бюджет государства налогами».

По мнению Виталия Бородкина, для успешного прохождения экспертизы важно учитывать, в каких условиях сейчас ведется бизнес в России, в чем его сложности и каковы слабые места в вопросах взаимодействия бизнеса и власти. Если изначально при разработке документа законодатель закладывает механизм реализации закона или нормативного акта, который учитывает реальное положение дел в определенной сфере правоотношений, то реализация такого нормативного правового акта принесет большую пользу и на практике будет эффективна.

Из предложенного минэкономразвития перечня Андрей Метелев предлагает обратить внимание на приказ ФНС об утверждении порядка предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и в ЕГРИП. «Своевременное, оперативное получение легализованных сведений о бизнес-партнере, о стороне в судебном процессе, да и о себе самом часто необходимо хозяйствующему субъекту, — заметил Андрей Метелев. — Важно, чтобы процесс получения подобной информации был простым, не затратным и осуществлялся посредством электронной связи с регистрирующим органом. Переведенные на бумажный носитель сведения из государственных реестров должны приниматься всеми без исключения государственными органами. Необходимо обеспечить соответствие приказа ФНС России этим условиям, чтобы юридические лица и предприниматели могли реально использовать предложенный инструмент получения информации».

Юлия Васильева

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*