Премьерское агентство
Уже к середине июня Агентство по стратегическим инициативам (АСИ) приобретет зримые очертания, появится руководство и экспертный совет. По мысли создателей, отбором кандидатов займутся бизнесмены, руководители бизнес-объединений и регионов, которые войдут в конкурсную комиссию.
По результатам первого, заочного этапа, который продлится до 13 июня, будут отобраны 25 победителей — кандидатов на должность генерального директора агентства. «Один из них в последующем займет эту должность», — заявил Владимир Путин в ходе презентации АСИ. Остальные 24 человека войдут в экспертный совет. Также будет отобрано по десять кандидатов на должность директора каждого из четырех направлений работы агентства.
Осенью текущего года будет сформирована и региональная сеть АСИ, чтобы, как подчеркнул премьер, «знать и чувствовать ситуацию на местах».
Глава Правительства РФ возглавит наблюдательный совет АСИ, который, по его словам, будет «основным коллегиальным органом». Источники в Белом доме говорят, что агентство создается не при правительстве, а лично при премьере, и его связь с этой структурой будет поддерживаться и после 2012 года.
«Прорывная» идеология
Решение о создании АСИ Путин обнародовал 6 мая на межрегиональной конференции «Единой России» в Волгограде, обосновав его необходимостью создания «новых, стратегических, прорывных» инициатив.
Основные направления работы АСИ, по его мнению, развитие стартап-проектов и поддержка молодых предпринимателей, создание единой национальной системы повышения профессиональной квалификации для различных специалистов, а также социальные проекты.
Но главной целью агентства станет модернизация российской экономики. АСИ должно помочь стране ликвидировать зависимость от иностранных поставщиков комплектующих материалов. Прежде всего это относится к высокотехнологичным секторам экономики. «Любая продукция, особенно высокотехнологичная, должна быть конкурентоспособной», — подчеркнул премьер.
Важное направление для АСИ — поддержка отечественных фармпроизводителей: агентство будет отбирать наиболее перспективные проекты в рамках федеральных целевых программ, на которые выделяются «десятки, сотни миллиардов рублей».
По словам премьера, речь идет о высокотехнологичных фармацевтических товарах, потому что пока российские фармпроизводители представлены в самом дешевом сегменте рынка.
Агентство также поможет предпринимателям получить доступ к финансовым ресурсам, будет снимать «какие-то административные барьеры, связанные с оформлением собственности, интеллектуальной собственности, с продвижением продукта на рынок, в том числе и на международный». «Наша задача — помочь вам выйти на зарубежные рынки. Впервые мы создаем инструменты поддержки высокотехнологичного экспорта», — подчеркнул Путин. При этом речь идет о прямой господдержке.
По словам премьера, агентство будет поддерживать тех, кто, в том числе, работает в сфере среднего бизнеса, который «в известной степени у нас обделен вниманием».
Председатель Правительства РФ особо подчеркнул, что АСИ не будет конкурентом проекта «Сколково». «Не нужно искать политического подтекста. Никто никому ни на какие части тела не наступает и наступать не собирается», — сказал он.
«Я считаю, что “Сколково” — хороший проект, своевременный, правильный, — заявил Путин. — Он преследует целью собрать на хорошо оборудованной площадке, условно говоря, интересных людей и важные проекты. Здесь речь идет несколько о другой, о сетевой работе по всей стране».
По оценкам экспертов, функции агентства дублируют функции и Сколковского проекта, и «Роснано», и Российской венчурной компании, и Внешэкономбанка.
Магнитогорские инициативы
Эксперты считают, что этот проект стал ответом на комплекс инициатив в инвестиционной сфере, с которыми выступил президент России Дмитрий Медведев на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию, которая прошла 30 марта в Магнитогорске.
Инвестиционный климат в России Медведев назвал плохим. «Деньги бегут из нашей экономики: в возможность безопасной и успешной предпринимательской деятельности верят не так много людей, как нам бы хотелось, доверяют не так много предпринимателей, и мы с этим мириться больше не можем — ни я, ни Правительство РФ».
Он подчеркнул, что «если будет продолжено оправдывание построения всякого рода барьеров, препон, преференций друзьям или бездействие в силу каких-то мнимых государственных интересов, которые ничего реального с интересами граждан не имеют, должны следовать кадровые решения».
В первую очередь президент обратился к проблеме низкой эффективности власти в поддержке инвесторов. Отсюда и такое предложение, как введение инвестиционных омбудсменов в федеральных округах. Им вменяется в обязанность оказание содействия компаниям в реализации частных инвестиционных проектов, прежде всего при взаимодействии инвесторов с органами исполнительной власти. Кроме того, предусматривается создание мобильных приемных главы государства, а также особого порядка рассмотрения прокурорами жалоб от инвесторов на коррупцию.
В нем, кстати, должна быть предусмотрена «обязательная публикация результатов проверки этой информации, если в этом была заинтересованность лица, обратившегося с соответствующим предложением». Причем, отметил президент, если жалоба пришла из блога, то и официальный ответ должен быть дан тоже в нем.
Президент сообщил, что Минэкономразвития вскоре получит право опротестовывать ведомственные нормативные акты, мешающие развитию предпринимательства.
Глава государства также потребовал от правительственных чиновников до середины года покинуть управляющие органы госкомпаний, которые работают на конкурентном рынке.
Медведев дал указание правительству в кратчайшие сроки разработать закон о возвращении страховых взносов в различные фонды на прежний, который был до их повышения, уровень. Нынешний взнос 34% он признал неподъемным для большинства компаний в нашей стране. Президент сказал, что резервы есть в сфере госзакупок — и поручил снизить здесь затраты на 15%.
Органы власти всех уровней, по словам Медведева, будут подвергнуты давлению еще и с помощью специального закона об ответственности чиновников за плохую работу. «В правительстве уже рассматривается законопроект, который дает возможность предъявлять претензии качеству услуг, оказываемых теми или иными органами госвласти, и которые вводят жесткие меры ответственности к плохо работающим чиновникам. Я рассчитываю, что этот законопроект будет быстро рассмотрен и внесен не позднее второй половины текущего года», — сказал Медведев.
По его мнению, высокопоставленные руководители правительства в качестве еще одной антикоррупционной меры должны разобрать кураторство над контрольными и надзорными ведомствами — чтобы посмотреть, как они исполняют свои обязанности.
Важные комментарии к инициативам главы государства сделал помощник президента Аркадий Дворкович. В частности, он пояснил инициативу создания мобильных приемных главы государства. По его словам, они станут работать параллельно с уже существующими стационарными приемными. По мысли Дворковича, мобильный вариант представительства президента будет более независим от местных властей, поможет следить за тем, что происходит в регионе, и бороться с проявлениями коррупции. А сам Медведев отозвался об этом ноу-хау так: «Начиная с мая этого года будет организована работа мобильной приемной президента РФ. Должны быть назначены специальные сотрудники Администрации президента, направленные во все регионы, и они будут принимать от граждан, представителей организаций жалобы на действия и бездействие представителей власти».
Институты и тенденции
АСИ, Российская венчурная компания, ВЭБ, Фонд прямых инвестиций, инвестиционные омбудсмены в каждом регионе, проект «Сколково» и другие проекты — инвестиционная инфраструктура нашей страны теперь весьма богата институтами. Тем не менее тенденцию к вывозу капитала преодолевать не удается.
Партнер и директор департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев замечает: «Прирост инвестиций в основной капитал в России по итогам января — апреля составил 0,1%. А вот по сравнению с аналогичным периодом 2010 года прироста совсем не наблюдается. Многие инвесторы уходят из страны. Чистый отток капитала из России в апреле текущего года составил $7,8 млрд. Поэтому я считаю совершенно правильным и справедливым, что руководство страны озаботилось этой проблемой. Бесспорно, нужно предлагать какие-то меры для улучшения ситуации».
Хорошо, но мало
«Такое значительное количество инициатив и новых институтов связано в основном с тем, что остановить отток капитала в данный момент правительство не в силах, — поясняет аналитик Инвесткафе Антон Сазонов. — Кроме этого, растет объем незаконного вывоза капитала».
«Предложения президента и правительства по изменению инвестиционного имиджа и инвестиционного климата очень актуальны, — отмечает старший научный сотрудник Института Гайдара Ольга Изряднова. — Необходимо преодолеть такие негативно влияющие на инвестиционный климат факторы, как низкое качество государственного и местного управления, чрезмерные административные барьеры, высокий уровень монополизма и коррупцию».
«Все меры, предлагаемые президентом и премьером, нужные и правильные, — считает Николаев, — однако они не решают ключевой проблемы инвестиций, поэтому пока ситуация в этой сфере остается неизменной».
«Все-таки, думаю, что те меры, которые предлагаются президентом и премьером, недостаточны, — говорит он. — В основном среди предлагаемых мер выделяется мера по выведению чиновников из составов советов директоров крупных компаний. На мой взгляд, эта мера правильная, но она не должна быть единственной. По мнению бизнеса, главные факторы, которые сдерживают развитие, это коррупция, незащищенность прав собственности и чехарда с налогами. Хотелось бы, чтобы руководство страны не на словах, а на деле обратилось к решению этих проблем».
История вопроса
«Хочу отметить, что вопрос об изменении инвестиционного климата и инвестиционного имиджа России является одним из основных вопросов последних лет, — говорит Ольга Изряднова. — Следует обратить внимание на особенности участия иностранных банков в финансировании инвестиционной деятельности. В процессе формирования рыночной экономики и активного включения России в систему мирового хозяйства возрастает интерес зарубежного капитала к емкому и перспективному российскому рынку».
По словам Изрядновой, сдержанная динамика иностранного инвестирования российской экономики в посткризисный период 1999–2002 годов сменилась в 2003–2007 годах тенденцией опережающего роста прямых иностранных инвестиций относительно темпов расширения масштабов внутреннего отечественного капитала и динамики ВВП.
«За период 1998—2007 годов прямые иностранные инвестиции выросли в 5,21 раза. Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал в российскую экономику повысилась с 4,7% в 2000 году до 6,9% в 2006 году и уменьшилась до 5,4% в 2007 году», — отмечает она.
Значительный рост российской экономики в 2005–2007 годах, связанный прежде всего с предсказуемостью экономической политики, определил привлекательность российского рынка для иностранных инвесторов, говорит Изряднова. «Среди факторов, позитивно влияющих на инвестиционную привлекательность российской экономики, на первое место потенциальные инвесторы ставили значительный рынок сбыта как потребительских, так и промышленных товаров, высокие темпы экономического роста и постепенное замедление инфляции. По оценкам инвесторов, по таким показателям, как рентабельность инвестиционных проектов и условия ведения бизнеса, ситуация в России оказалась достаточно благоприятна».
Кроме того, по мнению Изрядновой, формировался положительный имидж России в мировом сообществе: «Повышение международных рейтингов нашей страны до инвестиционного уровня со стабильным прогнозом явилось одним из важнейших ориентиров для прихода на российский рынок новых инвесторов и желания уже действующих наращивать объемы инвестирования».
За период 1998—2007 годов иностранные инвестиции с российскую экономику увеличились в 9,8 раза и достигли $120,9 млрд, отмечает она. «При анализе динамики иностранных инвестиций в российскую экономику необходимо учитывать структурные особенности формирования инвестиционных средств, — подчеркивает эксперт. — Основную часть поступающих в российскую экономику иностранных инвестиций составляют прочие инвестиции, которые классифицируются по виду финансового инструмента. В среднем на долю прямых инвестиций приходилось примерно 24%, портфельных — 3% и на прочие — 73%».
По словам Изрядновой, объем поступивших прямых инвестиций в 2007 году достиг $27,8 млрд, что превысило сумму поступлений за предыдущие два года. Это привело к повышению доли зарубежных инвестиций и кредитов иностранных банков в финансировании инвестиций в основной капитал.
По объему привлеченных прямых иностранных инвестиций в 2006 году РФ оказалась на десятом месте в мире, на втором месте, после Китая, среди развивающихся стран, а в 2007 году Россия вышла в лидеры среди стран Восточной Европы.
Вместе с тем фондовый рынок, считает Изряднова, оставался зоной высоких рисков, что определило устойчивость динамики портфельных инвестиций. Сокращение объемов портфельных инвестиций, основную массу которых составляют инвестиции в акции, было прервано взрывным ростом в семь раз в 2006 году при замедлении динамики до 131,8% в 2007 году.
«Формирование этих пропорций протекало на фоне интенсивного роста чистого ввоза капитала и иностранных инвестиций, — отмечает она. — В 2007 году чистый ввоз частного капитала в Россию составил $81,7 млрд против $41,4 млрд в 2006 году, а объем иностранных инвестиций — $120 млрд против $55,1 млрд».
Кризис 2008 года, по словам Изрядновой, характеризовался более быстрыми темпами падения иностранных инвестиций в российскую экономику и по отношению к внутренним инвестициям. В 2009 году иностранные инвестиции в российскую экономику составили 79%, а прямые иностранные инвестиции 58,1% от показателя 2008 года при сокращении внутренних инвестиций на 16,2%. Падение инвестиционной активности российского и иностранного капитала протекало на фоне резкого увеличения чистого оттока капитала.
«В 2008 году чистый отток капитала достиг исторического максимума — $133,9 млрд и полностью нивелировал позитивные тенденции предыдущих двух лет. В 2009—2010 годах сохранялась тенденция к оттоку капитала и сокращению объемов поступления иностранных инвестиций. По оценке ЦБ России, в 2010 году чистый вывоз частного капитала составил $38,3 млрд», — подчеркивает экономист.
Посткризисное восстановление российской экономики в 2009—2010 годах, по ее словам, сопровождалось отставанием темпов отечественного и иностранного инвестирования в реальный сектор экономики. Объемы иностранных инвестиций в основной капитал в 2009—2010 годах практически вернулись на уровень показателя докризисного 2007 года, в то время как расходы на покупку ценных бумаг снизились относительно 2008 года в 6,5 раза. Особенностью использования иностранных инвестиций в 2010 году стало резкое увеличение расходов на погашение кредитов банков и займов и выплату процентов по ним, подчеркивает Изряднова.
«Учитывая существенное повышение цен на энергоносители в конце 2010 — начале 2011 года, в 2011 году можно ожидать значительного объема инвестиций в топливно-энергетический комплекс, — замечает экономист. — Кроме того, продолжающаяся либерализация законодательства в инвестиционной сфере и меры по повышению привлекательности долгосрочных проектов могут повысить заинтересованность иностранных инвесторов к вложениям в другие отрасли российской экономики».
Но, конечно, сегодня нельзя жить только ожиданиями естественного притока инвестиций.
Риски высоки
«Наша экономика ориентирована на экспорт сырья, — говорит Антон Сазонов, — это делает ее очень зависимой от мировых цен, а значит, риски для потенциальных инвесторов могут быть очень высоки. Пока Россия не снизит зависимость от экспорта нефти и газа, а также других ресурсов, улучшить инвестиционный климат будет очень тяжело. Но, к сожалению, уход от “нефтяной иглы” существует только на словах, а в реальности эти отрасли так же хорошо финансируются и развиваются, как и раньше».
Кроме того, пока процесс улучшения климата связан только с отдельными проектами, отмечает он. «Вряд ли все эти предложения когда-либо принесут ощутимые результаты, — считает Сазонов. — Необходимая модернизация экономики и, как следствие, улучшение климата пока также невозможно, так как при текущем уровне инфляции и темпах экономического роста этого просто нельзя будет добиться. Темпы роста российской экономики должны составлять 6—7% при уровне инфляции 3—4%, тогда экономика будет развиваться, бизнес сможет эффективно использовать кредитные ресурсы».
«Модернизация экономики и инновационное развитие основаны на инвестиционной модели роста, при этом вопрос состоит не только в определении масштабов иностранных инвестиций, но и в их структуре, — подчеркивает Ольга Изряднова. — Требуется системная работа по последовательному улучшению инвестиционного климата».
Она предлагает сосредоточиться на нескольких ключевых направлениях, сформулированных президентом России. В частности, на создании Фонда прямых инвестиций, задачей которого является привлечение в Россию стратегических инвестиций. Фондом должна управлять команда независимых специалистов без вмешательства со стороны государства.
КОММЕНТАРИИ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ
Ирина Абрамова, управляющий партнер CITY Consulting Group:
— Инвестиционный климат в любой стране определяется балансом между рисками и доходностью. Я убеждена, что для привлечения долгосрочных иностранных и внутренних инвестиций начинать работу нужно именно с нивелирования рисков. Инициативы, предложенные президентом и Правительством РФ, только отчасти затронут механизмы защиты инвесторов и не повлияют на инвестиционную привлекательность страны напрямую, так как основные наши проблемы лежат в плоскости развития и применения законодательства. Одно можно сказать точно: создание подобных фондов и институтов позитивно скажется на имидже России на глобальной инвестиционной арене.
Иван Нечаев, исполнительный директор компании «Русские Навигационные Технологии»:
— Компания «Русские Навигационные Технологии» вплотную начала общаться с международным инвестиционным сообществом летом прошлого года, в рамках roadshow, которое предшествовало выходу компании на IPO. Тогда было много вопросов от иностранных инвесторов, касающихся так называемых «страновых» рисков. Венчурная история нашей компании, как один из первых результатов активного стимулирования государством рынка венчурных инвестиций, воспринималась инвесторами весьма позитивно. Многие задавали вопросы о деятельности Российской венчурной компании, призванной развивать венчурную индустрию РФ, о работе биржевого сектора Рынка инноваций и инвестиций (РИИ ММВБ) для быстрорастущих компаний малой капитализации. Перечисленные институты только начинали свою работу, а наш позитивный пример использования венчурных инвестиций позволял развеивать сомнения инвесторов. Однако вторая группа вопросов о «страновых» рисках касалась в целом ситуации с инвестиционным климатом в РФ. При этом озабоченность инвестсообщества вызывали инфляционные и регуляционные риски, доля государства в экономике, риск возникновения социальной нестабильности и т.д. Разумеется, у нас, топ-менеджеров молодой, быстро растущей компании, полноценных ответов не было и не могло быть.
С тех пор прошел год. Мы продолжаем развиваться, продолжаем знакомить инвестиционное сообщество с нашими возможностями и потенциалом. И вместе с тем отрадно, что за этот год мы услышали от государства то, что хотело услышать инвестиционное сообщество. То, что государство запустило не просто решение конкретной проблемы конкретной группы инвесторов, — очевидно. На мой взгляд, и президент, и правительство предложили диалог нового качества. Именно попытка начать обсуждение сложных проблем восприятия российских реалий, предложить комплекс различных мер по решению этих проблем, на мой взгляд, самое важное сейчас. Сотням российских компаний благодаря этим инициативам уже существенно легче бороться за инвестиционные ресурсы, а значит, и оценить себя привлекательнее. Разумеется, перечисленные инициативы не смогут в один момент переломить ситуацию, однако они демонстрируют политическую волю к изменению ситуации к лучшему.
Андрей Панов, вице-президент компании ЗАО «Чартис»:
— Мы можем комментировать эти инициативы в разрезе страхования. Создание финансового центра в Москве, что является одним из элементов программы президента по улучшению инвестиционного климата, наверное, невозможно без использования инструментов добровольного страхования, различных видов рисков и различных видов ответственности. В первую очередь имеет смысл вспомнить о страховании ответственности директоров и руководителей (D&O), которое предоставляет защиту независимым директорам, членам совета директоров и создает для них комфортные условия, без которых невозможно привлечение таких специалистов к работе на рынке.
Роман Кузнецов, управляющий активами финансовой компании «Анкоринвест»:
— Самой показательной оценкой президентских инициатив, на мой взгляд, являются недавние сделки по продаже пакета акций Банка Москвы без конкурса и продажа «Газпромом» акций «Новатэка» по цене значительно ниже рыночной. Хотя эти операции смотрятся как истории с относительно благополучным концом — все живы и на свободе, по сравнению с такими темными пятнами, как «Арбат Престиж», «Евросеть», дело Магнитского и текст обвинительного заключения по второму делу Ходорковского. Основная проблема — система урегулирования споров между бизнесом и государством. Сложно говорить о привлечении значительных частных инвестиций в страну, где основным аргументом спора является наличие/отсутствие так называемого административного ресурса. Зависимость судов, отсутствие механизмов ответственности чиновников за необоснованное вмешательство в бизнес и тотальная коррупция — основные барьеры на пути привлечения капитала.
Игорь Миронов, директор НП «Совет производителей энергии»:
— Моя позиция целиком подтверждает заявление Дмитрия Медведева о том, что в России плохой инвестиционный климат в целом и нужны четкие и понятные шаги правительства по его улучшению. Необходимо создать условия для эффективного ведения бизнеса, привлечения новых технологий и модернизации экономики. Если говорить об энергетике, то одним из самых негативных факторов является непоследовательность правового регулирования, что заставляет частных инвесторов самым серьезным образом проанализировать дальнейшую стратегию развития активов в России.
Свободное регулирование цен на рынке, формально начавшееся 1 января 2011 года, было ограничено заявлением премьера о том, что в ближайшие два года рост цен на электроэнергию для конечного потребителя не должен ежегодно превышать 15%. Мы наблюдаем охлаждение интереса инвесторов к энергетике, в то время как госхолдинг «Интер РАО» активно скупает энергоактивы в обмен на акции своей допэмиссии. В связи с этим НП «СПЭ» усиливает свои квалификации по всем направлениям, чтобы эффективно отстаивать позицию генераторов.
Отправить ответ