О том, что подготовка «Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств—участников СНГ на период до 2020 года» вышла на завершающую стадию, «Ъ» рассказал глава Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) Фарит Мухаметшин. Господин Мухаметшин, чье ведомство курирует и координирует разработку программы, сообщил, что работа над 300-страничным документом ведется его ведомством с мая этого года при участии специалистов государственного университета Высшая школа экономики. «На этой неделе, 19 ноября, мы доложим о ходе работы над программой на заседании совета глав правительств стран СНГ в Санкт-Петербурге,— уточнил Фарит Мухаметшин в беседе с «Ъ».— Довести документ до ума мы рассчитываем к будущей весне».
Главная цель программы инновационного сотрудничества изложена в ее концепции (есть в распоряжении «Ъ») и состоит в том, чтобы «создать условия для повышения конкурентоспособности экономик государств—участников СНГ, формирования и эффективного использования национальных инновационных систем».
В разделе «Основные задачи» авторы документа перечисляют внушительный список своих приоритетов. Среди них — «создание межгосударственного пространства, объединяющего возможности национальных инновационных систем», «интеграция стран СНГ в глобальное научно-техническое, инновационное и образовательное пространство», «устранение правовых и административных барьеров и постепенная гармонизация национальных систем правового регулирования инновационной деятельности», «развитие инфраструктуры инновационной деятельности» и «подготовка кадров». Указаны в программе и приоритетные области ее реализации — нано- и биотехнологии, альтернативные источники энергии (солнечная, ветровая, водородная энергетика), лазерные технологии, ракетно-космическая промышленность, гражданская авиация и другие. Авторы документа ожидают, что успешная реализация программы позволит организовать масштабное производство наукоемких товаров, сформировать корпус ученых и специалистов, эффективно использовать природные ресурсы, обеспечить экономическую, продовольственную, энергетическую и экологическую безопасность.
Пожалуй, самым любопытным разделом программы является тот, где указаны источники ее финансирования. Как отмечают авторы документа, исходя из практики исполнения аналогичных международных программ общий вклад национальных бюджетов в ее реализацию «можно оценочно определить в объеме 5-10% от совокупных внутренних затрат на исследования и разработки в государствах-участниках». И тут же добавляют: «На период до 2020 года это составит $20-50 млрд, а с учетом средств государственных институтов развития и частного сектора совокупный объем финансовых ресурсов, мобилизованных в рамках программы, может достичь $100-180 млрд». В Россотрудничестве говорят, что средства на проекты могут изыскиваться как за счет госбюджетов стран—участников программы, так и из внебюджетных источников, в том числе путем организации государственно-частного партнерства.
По словам господина Мухаметшина, точная схема финансирования проектов в рамках программы будет выписана позже, после того как сам документ окончательно утвердят премьеры стран СНГ (планируется, что это произойдет будущей весной). «Когда программа будет окончательно согласована и утверждена, мы конкретизируем ее финансовую составляющую. Может быть, под это будет создан специальный фонд или управляющая компания,— сказал глава агентства по делам СНГ.— Но уже сейчас могу сказать, что главная идея состоит в том, чтобы деньги на реализацию проектов в рамках программы шли напрямую, без посредников. Тем самым мы сможем избежать наличия коррупционной составляющей».
Разработчики программы отмечают, что она подразумевает создание портфеля проектов, в котором будут накапливаться предложения тех стран СНГ, которые решат участвовать в ее реализации. На сегодняшний день таких государств восемь — Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Украина и Таджикистан. Остальные, по словам Фарита Мухаметшина, пока в раздумье. На вопрос «Ъ», могут ли претендовать на участие в программе компании, например, из покинувшей СНГ и рассорившейся с Москвой Грузии, господин Мухаметшин ответил утвердительно: «Если Грузия захочет — добро пожаловать. Никакой политики здесь нет. Более того, свои проекты смогут предлагать не только страны СНГ, но и европейские государства».
Советник главы Россотрудничества Сергей Обрезанов, в свою очередь, сообщил «Ъ», что в проектном блоке программы, хотя она еще не утверждена, уже числятся десятки проектов. Так, по его словам, Казахстан предлагает разработать плазменно-топливную систему для использования при розжиге пылеугольных котлов ТЭС, которая может прийти на смену мазутному хозяйству и мазутным горелкам и сократить вредные выбросы в атмосферу. Молдавия выступила с инициативой разработки универсальных принципов идентификации материальных ресурсов, предложив снабжать каждое промышленное изделие идентификационной меткой, для того чтобы отличать оригинальный товар от контрафактного. Среди наиболее любопытных российских проектов господин Обрезанов отметил технологию обнаружения запрещенных предметов и веществ на основе сверхширокополосной радиолокации, которая в случае воплощения в жизнь позволила бы предотвращать теракты в местах массового скопления людей.
Затею Россотрудничества эксперты оценивают по-разному. По словам заместителя главы Института стран СНГ Владимира Жарихина, эта идея может вызвать скепсис по той причине, что «такого рода бумаг в свое время наплодили море». «Нужно посмотреть, что получится на выходе, это, может, действительно хороший документ, а может, очередная бумага. Но вообще-то возникновение такого проекта можно приветствовать. Идея правильная. Мы должны определиться, с какими странами СНГ есть смысл интегрироваться в наших планах по модернизации и стремлении к инновационному будущему»,— говорит господин Жарихин.
Глава Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин настроен не столь оптимистично. «Я в таких вопросах скорее скептик. Такие программы, на мой взгляд, имеют мало шансов быть реализованными. Слишком похожи они на бюрократические документы советского периода,— говорит эксперт.— История последних лет показывает, что большинство таких программ остается на бумаге, и у меня нет оснований считать, что эта — исключение из правил. Скорее попытка заявить о себе и показать, что Россотрудничество не зря ест хлеб и идет в русле генеральной линии».
Владимир Соловьев
Отправить ответ