Власти это прекрасно понимают и принимают меры по снижению административного давления на строительный бизнес. Так, в прошлом году были сокращены сроки выдачи разрешений на строительство и на ввод жилых зданий в эксплуатацию, существенно сокращено количество работ, требующих специального допуска, 218 организаций аккредитовано на право проведения негосударственной экспертизы, утвержден перечень обязательных нормативов в строительстве, разработана новая система ценообразования в отрасли, разработаны механизмы по вовлечению в строительный оборот земель, находящихся в федеральной собственности.
В этом году работа по снижению административных барьеров в строительстве продолжается. Этой теме было посвящено заседание Правительственной комиссии по вопросам регионального развития, состоявшееся в июле. «Очевидно, что сейчас складывается благоприятная ситуация для возобновления устойчивого роста в строительстве, для оживления инвестиционной активности и запуска новых строек. И мы не можем позволить, чтобы этот процесс уперся в бесконечные чиновничьи согласования, в стену монополизма и громадных, громоздких, подчас чрезмерно усложненных процедур, — заявил на заседании Комиссии председатель правительства РФ Владимир Путин. — Наша задача — свести к минимуму бюрократические финансовые и другие издержки по всей цепочке — от бизнес-идеи и проекта до готового жилья, убрать все, что мешает быстро, качественно и недорого строить».
Премьер-министр подробно остановился на этих помехах. Первое, что обещал сделать, — серьезно упростить требования к документам территориального планирования и сам процесс их принятия. А именно сократить перечень информации, которая необходима при утверждении и обосновании документов терпланирования, и упростить порядок разработки документов, необходимых для развития уже застроенных территорий. «Внятное территориальное планирование позволит нам отказаться от деления земель по категориям, что очень важно, — подчеркнул Владимир Путин. И напомнил, что манипулирование категориями земельных участков — это одна из самых коррупционных зон.
Второй блок новаций предусматривает упрощение процедур формирования и предоставления земельных участков. До конца года будет подготовлен необходимый пакет изменений в законодательство. Участки можно будет предоставлять только в рамках конкурсных процедур, исключения будут четко ограничены — это выделение земель под строительство школ, больниц, других соцобъектов, а также крупных инвестпроектов в промышленном производстве.
Третье важное направление — это упрощение процедур выдачи разрешений на строительство, проведение госэкспертизы проектной документации. Прежде всего сроки проведения экспертизы должны сократиться с 90 до 60 дней. «Вся экспертиза, с учетом всех доработок, должна занимать не более 60 суток.
Тот, кто гоняет бизнес по кругу и нарушает установленные сроки, будет нести административную ответственность, вплоть до дисквалификации», — заявил глава правительства. И сообщил, что система негосударственной экспертизы в строительстве будет развиваться, а заключения такой экспертизы станут основанием для получения разрешения на строительство.
Четвертый блок новаций касается снижения барьеров при подключении к инженерным сетям. Будет строго запрещено взимать с застройщиков любую другую плату, кроме платы за подключение к коммунальным сетям, которая предусмотрена договором на подключение. Запрещается и установление любых других требований и обременений.
Правительство уже разработало и утвердило план мероприятий, направленных на упрощение порядка подготовки и согласования документов территориального планирования, оптимизацию процедуры формирования и предоставления земельных участков и получения разрешения на строительство, развитие системы негосударственной экспертизы и снятие барьеров при подключении объектов к инженерным сетям. Строительный бизнес с нетерпением ждет, когда запланированные мероприятия будут реализованы.
«Сегодня административные барьеры существенно влияют на удорожание строительства. Так, уже на этапе подготовки строительной площадки практикующийся сегодня алгоритм получения согласований и разрешений обуславливает чрезмерные затраты. Имею в виду этап получения разрешения на строительство, выделения земли под застройку, подключения к инженерным сетям (газ, отопление, электричество, канализация, связь), — говорит Александр Першин, руководитель Аппарата Национального объединения проектировщиков. — Взять, к примеру, получение заказчиками строительства технических условий для подключения к инженерным сетям. По идее, их нужно было бы получать от муниципалитетов, но на практике они «отходят в сторону», и дело, как правило, приходится иметь с представителями инженерных сетей, которые, пользуясь своим монопольным положением, выдвигают зачастую необоснованно завышенные требования, ведущие в конечном итоге к общему удорожанию строительства».
План мероприятий как раз и предусматривает совершенствование порядка выдачи разрешений на строительство, в том числе путем разграничения полномочий органов госвласти и органов местного самоуправления, а также установление административной ответственности за необоснованный отказ в выдаче разрешений и за истребование документов, не предусмотренных Градостроительным кодексом. Что касается подключения к сетям, планом предусмотрено уточнение прав и обязанностей сторон, определение сроков для установления платы за технологическое присоединение, разграничение обязанностей потребителей и сетевых компаний по выполнению мероприятий по технологическому присоединению.
План содержит важный пункт о развитии системы негосударственной экспертизы, которая, наконец, будет приравнена к государственной.
Соответствующий законопроект, согласно утвержденному плану, должен быть внесен в Госдуму уже в III квартале 2010 года. По мнению президента Российского союза строителей Владимира Яковлева, предложения об изменении статуса негосударственной экспертизы сегодня поддерживают большинство строителей. «Уравнивание заключений негосударственной и государственной экспертизы позволит решить многие проблемы: будет сформирован новый сегмент рынка, получит дополнительный толчок к развитию конкуренция, повысится качество проводимой экспертизы и, как следствие, улучшится механизм обеспечения безопасности возводимых объектов», — отмечает он.
По словам Яковлева, внедрение нового института должно обеспечиваться дополнительными механизмами — эффективной системой аккредитации организаций, осуществляющих негосударственную экспертизу, контролем соответствия результатов экспертизы требованиям технических регламентов и стандартов. А Александр Першин выступает за то, чтобы заключение по проекту строительства от имени негосударственной экспертизы приравнивалось бы к заключению госэкспертизы при условии, что организация, осуществившая негосударственную экспертизу, застрахует свою ответственность по проекту.
Еще один фактор, затрудняющий строительный процесс, — распространенная практика произвольного изменения требований планировочной градостроительной документации на конкретный объект капстроительства. А ведь именно наличие утвержденной планировочной градостроительной документации и, самое главное, скрупулезное исполнение ее требований — серьезный залог нормальной, ритмичной работы по проектированию и строительству — как по срокам и качеству, так и по отсутствию коррупционной составляющей.
«А то ведь частенько бывают такие ситуации, когда в градостроительной документации прописано, например, что на конкретной площадке должен быть именно жилой дом, условно говоря, высотой не более 12 этажей с определенным количеством квартир, и что конкретно для этого дома рассчитана и предусмотрена подстыковка ко всем необходимым и имеющимся в наличии в данном месте системам инженерно-технического обеспечения. Но вот появляется заказчик, у которого «все схвачено», и говорит, что хочет построить на этой площадке вместо 12 уже 18 этажей, соответственно большей площадью и с большой нагрузкой на инженерные сети, — объясняет Александр Першин. — И в этом случае весьма вероятна ситуация, когда может пострадать вся имеющаяся инженерно-техническая инфраструктура».
Премьер-министр рассчитывает, что уже до конца года в каждом субъекте будет подготовлена и запущена реальная, а не декларативная программа снижения административных барьеров в строительном секторе. Мониторить региональные программы поручено Минрегиону. А результаты реализации этих программ будут учитываться при оценке эффективности деятельности органов госвласти субъектов РФ.
Отправить ответ