Барьеры станут ниже

Власти это прекрасно понимают и принимают меры по снижению административного давления на строительный бизнес. Так, в прошлом году были сокращены сроки выдачи разрешений на строительство и на ввод жилых зданий в эксплуатацию, существенно сокращено количество работ, требующих специального допуска, 218 организаций аккредитовано на право проведения негосударственной экспертизы, утвержден перечень обязательных нормативов в строительстве, разработана новая система ценообразования в отрасли, разработаны механизмы по вовлечению в строительный оборот земель, находящихся в федеральной собственности.

В этом году работа по снижению административных барьеров в строительстве продолжается. Этой теме было посвящено заседание Правительственной комиссии по вопросам регионального развития, состоявшееся в июле. «Очевидно, что сейчас складывается благоприятная ситуация для возобновления устойчивого роста в строительстве, для оживления инвестиционной активности и запуска новых строек. И мы не можем позволить, чтобы этот процесс уперся в бесконечные чиновничьи согласования, в стену монополизма и громадных, громоздких, подчас чрезмерно усложненных процедур, — заявил на заседании Комиссии председатель правительства РФ Владимир Путин. — Наша задача — свести к минимуму бюрократические финансовые и другие издержки по всей цепочке — от бизнес-идеи и проекта до готового жилья, убрать все, что мешает быстро, качественно и недорого строить».

Премьер-министр подробно остановился на этих помехах. Первое, что обещал сделать, — серьезно упростить требования к документам территориального планирования и сам процесс их принятия. А именно сократить перечень информации, которая необходима при утверждении и обосновании документов терпланирования, и упростить порядок разработки документов, необходимых для развития уже застроенных территорий. «Внятное территориальное планирование позволит нам отказаться от деления земель по категориям, что очень важно, — подчеркнул Владимир Путин. И напомнил, что манипулирование категориями земельных участков — это одна из самых коррупционных зон.

Второй блок новаций предусматривает упрощение процедур формирования и предоставления земельных участков. До конца года будет подготовлен необходимый пакет изменений в законодательство. Участки можно будет предоставлять только в рамках конкурсных процедур, исключения будут четко ограничены — это выделение земель под строительство школ, больниц, других соцобъектов, а также крупных инвестпроектов в промышленном производстве.

Третье важное направление — это упрощение процедур выдачи разрешений на строительство, проведение госэкспертизы проектной документации. Прежде всего сроки проведения экспертизы должны сократиться с 90 до 60 дней. «Вся экспертиза, с учетом всех доработок, должна занимать не более 60 суток.

Тот, кто гоняет бизнес по кругу и нарушает установленные сроки, будет нести административную ответственность, вплоть до дисквалификации», — заявил глава правительства. И сообщил, что система негосударственной экспертизы в строительстве будет развиваться, а заключения такой экспертизы станут основанием для получения разрешения на строительство.

Четвертый блок новаций касается снижения барьеров при подключении к инженерным сетям. Будет строго запрещено взимать с застройщиков любую другую плату, кроме платы за подключение к коммунальным сетям, которая предусмотрена договором на подключение. Запрещается и установление любых других требований и обременений.

Правительство уже разработало и утвердило план мероприятий, направленных на упрощение порядка подготовки и согласования документов территориального планирования, оптимизацию процедуры формирования и предоставления земельных участков и получения разрешения на строительство, развитие системы негосударственной экспертизы и снятие барьеров при подключении объектов к инженерным сетям. Строительный бизнес с нетерпением ждет, когда запланированные мероприятия будут реализованы.

«Сегодня административные барьеры существенно влияют на удорожание строительства. Так, уже на этапе подготовки строительной площадки практикующийся сегодня алгоритм получения согласований и разрешений обуславливает чрезмерные затраты. Имею в виду этап получения разрешения на строительство, выделения земли под застройку, подключения к инженерным сетям (газ, отопление, электричество, канализация, связь), — говорит Александр Першин, руководитель Аппарата Национального объединения проектировщиков. — Взять, к примеру, получение заказчиками строительства технических условий для подключения к инженерным сетям. По идее, их нужно было бы получать от муниципалитетов, но на практике они «отходят в сторону», и дело, как правило, приходится иметь с представителями инженерных сетей, которые, пользуясь своим монопольным положением, выдвигают зачастую необоснованно завышенные требования, ведущие в конечном итоге к общему удорожанию строительства».

План мероприятий как раз и предусматривает совершенствование порядка выдачи разрешений на строительство, в том числе путем разграничения полномочий органов госвласти и органов местного самоуправления, а также установление административной ответственности за необоснованный отказ в выдаче разрешений и за истребование документов, не предусмотренных Градостроительным кодексом. Что касается подключения к сетям, планом предусмотрено уточнение прав и обязанностей сторон, определение сроков для установления платы за технологическое присоединение, разграничение обязанностей потребителей и сетевых компаний по выполнению мероприятий по технологическому присоединению.

План содержит важный пункт о развитии системы негосударственной экспертизы, которая, наконец, будет приравнена к государственной.

Соответствующий законопроект, согласно утвержденному плану, должен быть внесен в Госдуму уже в III квартале 2010 года. По мнению президента Российского союза строителей Владимира Яковлева, предложения об изменении статуса негосударственной экспертизы сегодня поддерживают большинство строителей. «Уравнивание заключений негосударственной и государственной экспертизы позволит решить многие проблемы: будет сформирован новый сегмент рынка, получит дополнительный толчок к развитию конкуренция, повысится качество проводимой экспертизы и, как следствие, улучшится механизм обеспечения безопасности возводимых объектов», — отмечает он.

По словам Яковлева, внедрение нового института должно обеспечиваться дополнительными механизмами — эффективной системой аккредитации организаций, осуществляющих негосударственную экспертизу, контролем соответствия результатов экспертизы требованиям технических регламентов и стандартов. А Александр Першин выступает за то, чтобы заключение по проекту строительства от имени негосударственной экспертизы приравнивалось бы к заключению госэкспертизы при условии, что организация, осуществившая негосударственную экспертизу, застрахует свою ответственность по проекту.

Еще один фактор, затрудняющий строительный процесс, — распространенная практика произвольного изменения требований планировочной градостроительной документации на конкретный объект капстроительства. А ведь именно наличие утвержденной планировочной градостроительной документации и, самое главное, скрупулезное исполнение ее требований — серьезный залог нормальной, ритмичной работы по проектированию и строительству — как по срокам и качеству, так и по отсутствию коррупционной составляющей.

«А то ведь частенько бывают такие ситуации, когда в градостроительной документации прописано, например, что на конкретной площадке должен быть именно жилой дом, условно говоря, высотой не более 12 этажей с определенным количеством квартир, и что конкретно для этого дома рассчитана и предусмотрена подстыковка ко всем необходимым и имеющимся в наличии в данном месте системам инженерно-технического обеспечения. Но вот появляется заказчик, у которого «все схвачено», и говорит, что хочет построить на этой площадке вместо 12 уже 18 этажей, соответственно большей площадью и с большой нагрузкой на инженерные сети, — объясняет Александр Першин. — И в этом случае весьма вероятна ситуация, когда может пострадать вся имеющаяся инженерно-техническая инфраструктура».

Премьер-министр рассчитывает, что уже до конца года в каждом субъекте будет подготовлена и запущена реальная, а не декларативная программа снижения административных барьеров в строительном секторе. Мониторить региональные программы поручено Минрегиону. А результаты реализации этих программ будут учитываться при оценке эффективности деятельности органов госвласти субъектов РФ.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*


Доклад «О состоянии системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации»

По итогам представленного доклада Премьер-министром РФ В.В. Путиным федеральным органам исполнительно власти дано поручение от 6 июля 2010 г. № ВП-П13-4512 , а также утвержден план мероприятий, направленный на совершенствование системы государственного контроля (надзора) на 2010-2011 гг.

Минэкономразвития России дано поручение опубликовать доклад и направить его во все федеральные органы исполнительной власти РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, а органам федеральной исполнительной власти РФ и органам исполнительной власти субъектов РФ — принять меры по устранению недостатков, отмеченных в докладе.

Указанный доклад – первый системный документ о состоянии сферы государственного контроля (надзора) в Российской Федерации.

Доклад «О состоянии системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации»

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*


Путин доверил инвестиции Шувалову

Об этом говорится в распоряжении от 2 августа №1298-р, подписанном в целях улучшения инвестиционного климата, снижения административных барьеров, развития малого и среднего предпринимательства, оперативного и эффективного рассмотрения обращений российских и иностранных инвесторов, а также обеспечения реализации предложений и рекомендаций совещательных органов по вопросам иностранных инвестиций.

Правительство РФ также приняло предложение Минэкономразвития РФ о привлечении на безвозмездной основе Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» к участию в осуществлении мониторинга поступления обращений и изменения ситуаций, связанных с нарушением прав предпринимателей, а также в подготовке предложений по устранению причин и условий, способствующих нарушению прав предпринимателей, для представления их в правительство РФ.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*


Магнитогорск готовит свои предложения по снижению административных барьеров в строительстве

О необходимости сведения к минимуму бюрократических, финансовых и прочих издержек, сопровождаемых сегодня любую стройку, 15 июля говорил в Волгограде председатель Правительства Владимир Путин. На совещании по снижению административных барьеров в строительстве премьер поручил каждому субъекту Федерации до конца года подготовить и запустить соответствующую программу. Встреча Евгения Тефтелева с городскими застройщиками продемонстрировала: Магнитке уже сегодня есть что предложить областному руководству для формирования регионального пакета антибюрократических мер.

Строители единодушно высказались за изменение ситуации, которая сложилась с подключением новостроек к электро- и жилищно-коммунальным сетям. Суммы, выставляемые монополистами за воду, тепло и электроэнергию компании вынуждены перекладывать на плечи населения через повышение стоимости квадратного метра. В среднем по городу это оборачивается удорожанием квадрата на 5 тысяч рублей. Застройщиков интересует вопрос: а всегда ли обоснованно навешивание на строительный бизнес такого обременения. Евгений Тефтелев в этой связи отметил, что в частных беседах тема возникает постоянно, и город будет искать рациональный, компромиссный вариант решения проблемы. «Если где-то застройщик оплачивает больше, чем это предусмотрено договором – то это нужно строго пресекать. Но и о развитии инфраструктуры, об интересах города тоже забывать не следует» — подчеркнул мэр.

Впрочем, расходы на тепло можно минимизировать, воспользовавшись опытом коллег из Башкирии. В республике работает программа точечного утепления зданий и сооружений, что снижает потребление в среднем на 20 процентов. Строители Магнитки предложили следующий механизм: минимизировать суммы затрат на подключение новых домов к системе теплоснабжения, утеплив при этом, любой другой дом, а то и несколько домов советских годов постройки. Однако, без детальной проработки такой схемы, невозможно говорить о том, насколько она жизнеспособна.

Еще одно «теплое» предложение – разрешить в Челябинской области сооружение крышных котельных в жилых домах, работающих на газе. В соседней Оренбургской области, к примеру, это весьма распространенная практика. Учитывая затраты на мини-котельные на стоимости квадратного метра нового жилья это принципиально не отразится, но в дальнейшем их эксплуатация обойдется управляющим компаниям, а значит и жильцам, в значительно меньшую сумму. Крайне важной для отрасли темой остается необходимость упрощения процедур выдачи разрешений на строительство. Особенно много вопросов у магнитогорских компаний к проведению госэкспертизы проектной документации. Сегодня в городе экспертизу пройти невозможно, что создает дополнительные трудности. Нужно постоянно курсировать по маршруту Магнитогорск-Челябинск. Удивляет строителей и то, что ни один проект в области сегодня не получает одобрения с первого раза. А через такое затягивание процедуры, сдвигаются сроки сдачи домов. Учитывая, что практически все застройщики используют при строительстве кредитные ресурсы, даже месяц промедления отражается на стоимости квадратного метра в сторону увеличения. По общему мнению строителей, значительно поправить ситуацию может развитие института негосударственной экспертизы. Единую позицию строители Магнитки продемонстрировали и, обсуждая возможности проведения точечных аукционов на строительство каждого дома, а не только на комплексное освоение микрорайонов. Таким образом, привлекая к освоению территории сразу нескольких застройщиков, удастся возводить и благоустраивать микрорайоны в сжатые сроки. Сегодня такое строительство одной компанией может растянуться на 5-10 лет и горожане, купившие квартиры, годами живут в необжитых каменных джунглях. К тому же очевидно: взвалить на себя застройку всего микрорайона по силам лишь крупным компаниям, а раздел «пирога» расширит список тех, кто сможет участвовать в строительстве многоквартирных домов. Немаловажен и фактор конкуренции, который, помимо прочего, несколько снизит ценовой порог на жилье в новостройках. В соответствие с требованиями Градостроительного кодекса до 2012 года должна завершиться разработка документов территориального планирования. Евгений Тефтелев обратил на это внимание своего заместителя Валерия Измалкова, подчеркнув, что такую работу в Магнитке нужно ускорить: «Я понимаю, что это затратное мероприятие, но средства нужно изыскивать. Мы должны полностью разобраться с градостроительной документацией, чтобы инвестор получал готовый к строительству участок, без оговорок». В целом подводя итоги часового общения со строителями, мэр подчеркнул, что через поправки в законодательство, упростив регламенты и сократив тем самым время согласований, обеспечив максимальную прозрачность земельных отношений — власть даст импульс к развитию отрасли. «Для города восстановление рынка жилищного строительства крайне важно еще и в плане нормального функционирования смежных отраслей. Поэтому мы в данном вопросе находимся по одну сторону баррикад» — заключил Евгений Тефтелев. В ближайшее время все озвученные строителями предложения будут максимально конкретизированы, после чего Магнитка подготовит пакет антибюрократических мер и направит его в областной центр.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*