Также были одобрены перечни показателей результативности и эффективности по видам государственного контроля (надзора), осуществляемым тремя контрольно-надзорными органами — Ростехнадзор, ФАС, ФТС. До 31 октября такие КПЭ своими приказами должны утвердить все 12 надзорных ведомств, участвующих в приоритетной программе. Помимо этого, по проверочным листам (чек-листам) было решено разработать понятные инструкции о порядке их использования, а по мере их внедрения будет введён переходный период для анализа работы. Свои предложения по работе с чек-листами можно будет вносить до 15 декабря. Заседание прошло под председательством министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, который курирует реализацию реформы контрольно-надзорной деятельности.
Стандарт комплексной профилактики нарушений обязательных требований разрабатывался Минэком вместе с Аналитическим центром при правительстве, экспертами и Общественно-деловым советом, созданным при проектном комитете. Всем надзорным ведомствам рекомендовано определить заместителя руководителя, ответственного за профилактику, и внести изменения в свои документы, связанные с профилактикой, исходя из того, что предложено в стандарте. Сам документ будет сокращён, дополнен интерактивными сервисами, объясняющими, как пользоваться этим стандартом и как его применять.
Нужно подготовить предложения о развитии федеральных и отраслевых интерактивных сервисов, сервисов по профилактике для применения персоналом, инспекторским составом. Поднадзорные субъекты должны иметь возможность использовать понятные презентационные материалы о порядке использования стандарта, возможно, в виде интерактивных картинок, потому что профилактика для них — это обратное зеркало того, что мы здесь делаем. Также в течение месяца по стандарту необходимо провести общий семинар-совещание с участием инспекторского состава из федеральных и территориальных органов надзора», — отметил Михаил Абызов.
Помимо этого, министр порекомендовал до 1 марта определить два органа, где буквально в ручном режиме будет применяться стандарт, чтобы оценить качество его реализации. Таким образом, до 1 мая нужно успеть внести в стандарт необходимые изменения, дополнения и соответствующим образом его закрепить, пояснил министр.
Перечни показателей эффективности прошли детальное обсуждение с экспертами и рабочими группами Общественно-делового совета, в которые входят предприниматели и чиновники. Отдельные замечания решено дополнительно проработать, например, замечания, касающиеся перечня МВД с показателем в сфере безопасности дорожного движения: в частности, ведомство выступает против включения в показатели материального ущерба от дорожно-транспортных происшествий, так как определение ущерба от ДТП входит в область работы страховых компаний, и у органов внутренних дел нет соответствующей статистики.
Министр Михаил Абызов, в свою очередь, порекомендовал проектному комитету подготовить предложения по данному вопросу с учётом отраслевой и межведомственной статистики.
Надо посмотреть и проанализировать, какая информация есть в доступе у Ространснадзора. В любом случае, необходимо двигаться в этом направлении, потому что сейчас вся система страхования становится прозрачной. Хорошо было бы на базе МВД провести обсуждение, связанное с ведомственной статистикой, с границами ответственности, межведомственным определением рисков, с участием потребителей этого надзора и регионов, где и фиксируется первичная статистика», — предложил Михаил Абызов.
В вопросе о нормативно-правовых актах, закрепляющих использование проверочных листов, решено на первоначальном этапе вводить переходный период для бизнеса и контролёров, чтобы дать им возможность ознакомиться с бланками чек-листов во избежание рисков.
До 1 июля 2018 года все надзорные мероприятия в отношении бизнеса должны быть переведены на чек-листы, которые будут предварительно опубликованы в открытом и понятном формате. После каждого перевода при необходимости может быть установлен переходный период для понимания. С 1 октября мы запускаем первую партию чек-листов, по которым начнут проверять первые надзорные органы. Мы будем внимательно анализировать этот опыт, следующая партия проверочных листов пойдёт с 1 января. При этом в любое время до 15 декабря в бланки можно будет внести дополнительные предложения, этим будут заниматься Общественно-деловой совет и Минюст», — поддержал идею Михаил Абызов.
Хорошую работу в данном направлении провели Роспотребнадзор и МЧС, отметили участники проектного комитета.
Роспотребнадзор и МЧС — единственные надзоры, которые удобно декомпозировали чек-листы по характеру хозяйствующего поднадзорного субъекта, для каждого свой проверочный лист: парикмахерская — чек-лист, торговля — чек-лист, общепит — чек-лист. Это то, как в идеале должна выглядеть картинка. Это могут сделать не все надзоры, но надо стремиться к индивидуализации», — подчеркнул министр.
По его мнению, то, что эти ведомства сделали по поднадзорным субъектам, — это именно то, как в будущем должна выглядеть работа по чек-листам.
Здесь всё должно быть информатизировано: поднадзорный объект заходит в профиль, заполняет анкету из 15 вопросов, идентифицирует себя, получает чек-лист из требований, которым он должен соответствовать. И всё это делается в формате онлайн. Нужно перевести всю базу требований на информационные рельсы», — добавил Михаил Абызов.
Протокольным решением контрольно-надзорным органам поручено доработать проверочные листы по имеющимся замечаниям, а также при внедрении чек-листов проводить ежемесячный анализ их применения на предмет выявления фактов чрезмерного административного давления, устаревших и избыточных обязательных требований, с последующим внесением изменений в проверочные листы. Анализ соответствующей деятельности будет проводить Аналитический центр при правительстве.
Эксперты ещё раз обратили внимание руководителей надзорных ведомств на необходимость внутриведомственной работы с инспекторским составом и с территориальными органами, разъяснения порядка правоприменения чек-листов.
Министр РФ обратился к Аналитическому центру при правительстве с предложением разработать для этих целей простые, понятные инструкции, презентации о порядке использования чек-листов, и эти инструкции должны быть у каждого ведомства. Кроме того, органам власти совместно с Минкомсвязью необходимо продумать возможности использования современных ИТ-решений при работе с проверочными листами с целью обеспечения прозрачности и повышения удобства как для проверяемых субъектов, так и для инспекторов.
В заключение проектный комитет рассмотрел и одобрил «дорожные карты» по актуализации, оптимизации и отмене обязательных требований в сферах гражданской авиации, розничной торговли и производства продуктов питания. Однако эксперты пришли к выводу, что в данных документах существует проблематика требований: есть и технологически и морально устаревшие требования.
По мнению статс-секретаря, заместителя министра юстиции РФ Юрия Любимова, некоторые из карт имеют для делового сообщества очень высокую стоимость. Например, утоняет Любимов, устаревшее требование в сфере лицензирования алкогольной продукции, где по расчётам Минюста экономия может составить более 1 млрд рублей в год. Или пункт изменения порядка работы с биологическими отходами путём уточнения нормативных признаков биологических отходов, которые были поддержаны Россельхознадзором, — здесь экономия по розничным сетям составит более 4 млрд рублей в год, подчеркнул заместитель министра.
В свою очередь, Михаил Абызов подчеркнул, что это первый опыт работы с обязательными требованиями.
Все проекты «дорожных карт» направлены в Общественно-деловой совет.
Приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности» включена в число проектов, которые реализуются на площадке Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» утверждён на заседании президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам, которое прошло 21 декабря под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. В паспорте приоритетной программы определены три ключевые цели реформы: снижение ущерба по контролируемым государством рискам, сокращение административной нагрузки на бизнес и повышение качества всей системы государственного контроля. Также в документе прописаны целевые результаты реформы в привязке к конкретным срокам.
Реформа контрольно-надзорной деятельности уже начала приносить первые позитивные результаты. По ряду видов контроля (надзора) разработаны критерии отнесения субъектов государственного контроля (надзора) к группам рисков в рамках внедрения риск-ориентированного подхода, в результате чего начиная с 2018 года периодичность плановых проверок будет зависеть от степени опасности объекта и вероятности наступления вреда. Для ФОИВ — участников проекта утверждаются показатели результативности и эффективности, направленные на снижение числа погибших и пострадавших, снижение материального ущерба.
Для ряда ФОИВ — участников проекта начиная с октября 2017 года вступает в силу обязанность использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок. При этом предмет проверки ограничивается требованиями, изложенными в проверочном листе. Параллельно с этим продолжается работа экспертных рабочих групп совместно с заинтересованными ФОИВ, Минюстом по пересмотру обязательных требований с целью отмены избыточных, устаревших и дублирующих требований.
Министром Михаилом Абызовым совместно с руководителями ФОИВ, территориальных ФОИВ, руководителями субъектов РФ проведено большое количество публичных балансовых мероприятий по вопросам правоприменительной практики.
источник: Открытое Правительство
Отправить ответ