Росздравнадзор: регуляторная гильотина в здравоохранении должна быть в интересах пациента

Как регулярная гильотина коснется здравоохранения, что поможет улучшить качество работы частных медицинских организаций и о роли Росздравнадзора в реализации национальных проектов порталу «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является агентство ТАСС, рассказал на полях ПМЭФ-2019 глава Росздравнадзора Михаил Мурашко. 

— Михаил Альбертович, расскажите, какие задачи выполняет Росздравнадзор при внедрении в рамках национального проекта «Здравоохранение» бережливых поликлиник?  

— Для начала необходимо технологии погрузить в лицензионное требование, поскольку новая модель поликлиники уже зарекомендовала себя, как процесс позитивный, который позволяет и оптимизировать расходы учреждения, сократить ожидание и увеличить удовлетворенность населения. Эта эффективная технология фактически сегодня рекомендована для внедрения во все медицинские организации.  У всех уже есть понимание, что это необходимо сделать. Министерство здравоохранения сейчас прорабатывает вопрос сроков и в каком формате это будет сделано.

— Как еще Росздравнадзор участвует в реализации нацпроекта «Здравоохранение»?

— В рамках взаимодействия с казначейством и с Минфином уже разработан каталог закупки медицинских изделий, который структурирует все проводимые закупочные мероприятия. Уже утверждено около 2500 типовых технических заданий для приобретения, разработано еще более 3000. До конца года будут сформированы практически все типовые, их должно быть около 8000. Сегодня при заключении контракта и введении данных на площадку мы видим, к какому виду медицинских изделий относится закупка, и, соответственно, по данному виду потом можем высчитывать среднюю стоимость. Следующая задача — чтобы поставлялись только зарегистрированные и качественные изделия.  Еще один дополнительный блок – чтобы все поставленное оборудование сразу же включалось в работу и не простаивало — работало на благо населения и приносило свой вклад в снижение смертности. Ещё одно направление – это контроль за своевременным лицензированием новых ФАПов.

Это то, что касается инвестиционной части реализации нацпроекта. 

— А в части контроля процессов? 

— Процессная часть – это дополнительное финансирование на ряд направлений, в том числе, на онкологию и другие. Здесь тоже есть несколько блоков. Первое – контроль за своевременным приобретением лекарств. К большому сожалению мы сегодня видим, что пока не все регионы своевременно закупают и поставляют лекарства. Это нужно отработать, отточить. Второе – маршрутизация пациентов. Важный блок – профилактические осмотры, их качество и обхват. По всем этим направлениям мы взаимодействуем непосредственно с фондом ОМС, потому что они являются агрегатором данных, реестров счетов и взаимодействуют со страховыми компаниями.

Территориальные фонды являются нашими поднадзорными субъектами. Но при этом у нас есть соглашение, когда мы получаем в рамках нашего взаимодействия определенную статистическую информацию, которая является основанием для выхода на проверку. И есть блок, который относится к разделу «Работа с населением».  У нас есть направление профилактических мер — работа с поднадзорными субъектами для того, чтобы они также вливались в направление по формированию здорового образа жизни, консультированию здоровых и т.д

— Если говорить о регуляторной гильотине, как она коснется нормативных документов здравоохранения?

— Министерством экономики опубликован для публичного обсуждения законопроект о применении регулярной гильотины. Отрасль должна высказать свои предложения для формирования взвешенной позиции, способствующей развитию здравоохранения и формирования системы защиты прав пациентов и политики безопасности. Изменения нужны, они должны быть ориентированными на пациента и должны способствовать достижению национальных целей развития и формированию умного надзора. 

— Но мы уже понимаем где в регулировании здравоохранения она необходима?

— Сфера медицинских изделий —  там регулирование постоянно совершенствуется, и, однозначно, присутствуют ненужные блоки. Их необходимо отсечь.  

— Чего нам не хватает в регулировании деятельности частных медорганизаций?

— Частные медицинские организации работают чаще напрямую с пациентом, и подчас ему сложно разобраться с тем объемом услуг, который ему предлагают, оценить их достаточность и обоснованность. Поэтому путь по стандартизации медицинской услуги является современным трендом и нашел свое отражение в нормативных документах Министерства здравоохранения РФ. Для организации работающих в системе ОМС существует система сбора данных в электронном формате об объемах оказываемых медицинских услуг.  Для медицинских организаций, оказывающих помощь вне рамок ОМС необходимо формировать аналогичную систему. Поэтому в настоящее время мы обсуждаем с Налоговой службой формат использования онлайн-касс, которые могут использоваться для бесконтактной формы наблюдения, не отвлекая от непосредственной работы медицинскую организацию независимо от формы собственности. Условия для этого уже созданы, необходимо доработать лишь ряд нормативных документов.

— Если говорить про качество медицинской помощи, оно складывается из многих факторов, и один из них – это удовлетворенность пациента. Как сейчас оценивается удовлетворенность пациентов в амбулаторном звене?

— Говоря об удовлетворенности населения, нужно рассматривать каждую конкретную больницу, регион, потому что от региона к региону ситуация сильно отличается. Поэтому сегодня идет мониторинг удовлетворенности населения именно по муниципальным образованиям, по областям. Для повышения удовлетворенности качеством и внедряются бережливые технологии. Еще один блок по качеству – это внутренний контроль — это система GMP для медицинских организаций. Фарма уже в ней работает активно, а медицинские организации пока в этом вопросе немножко отстали. Поэтому в законодательство внесены изменения, касающиеся единых принципов организации внутреннего контроля. Кроме того, Министерство здравоохранения совместно с Росздравнадзором провело пилотный проект более чем в 16 регионах по внедрению соответствующих рекомендаций Росздравнадзора.

— На заседании Комитета Госдумы по охране здоровья представитель Росздравнадзора говорил о том, что ведомство готово проводить работу по учету приезжающих в Россию для лечения иностранцев. 

— Это как раз с Налоговой службой и прорабатывается, как я уже говорил, это онлайн кассы. Нужно все тщательно проработать и запустить совместный проект. 

— Было поручение министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой разобраться с системными ошибками здравоохранения в Челябинской области. За несколько месяцев несколько детей там погибли. Какие меры предпринял Росздравнадзор и какие сейчас результаты?

— Результаты контрольных мероприятий показали, что там действительно требовалось усовершенствование определенных механизмов и маршрутизации пациентов, диагностики, в том числе, и диспансерного наблюдения.  Но просто провести проверку недостаточно, поэтому под председательством министра было проведено совещание с привлечением специалистов федеральных научных центров, которые, впоследствии оказали методическую помощь – они выехали в Челябинскую область и отработали с врачебным сообществом технологии, которые должны использоваться, включая реанимационную защиту пациентов. Положительная динамика в регионе началась. Но важно, чтобы этот процесс не превратился в разовую акцию. Необходимо, чтобы медперсонал больниц научился так работать ежедневно.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*